УМК Астрономия

Министерство образования и науки Забайкальского края
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Шилкинский многопрофильный лицей»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
по дисциплине общеобразовательного цикла
ОУД.13 Астрономия
по профессиям: 23.01.09 Машинист локомотива
23.01.13 Электромонтер тяговой подстанции
ОУД.12 Астрономия
по профессии: 43.01.06 Проводник пассажирского
вагона

Составитель: Комарова Лариса Александровна

Рекомендован к утверждению МК
Протокол № 10 от 01.06.2022 г.
Председатель МК: И.В.Семёнова

Шилка, 2022 год

Учебно-методический комплекс по дисциплине общеобразовательного цикла
«Астрономия» разработан в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего
образования.

Учебно-методический комплекс дисциплины рекомендован к утверждению
методической комиссией протокол № 10 от «01» июня 2022 г.

Составитель (ли): Комарова Лариса Александровна

1.
2.
3.

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Нормативная и учебно-методическая документация
1. Примерная программа УД
2. Рабочая программа учебной дисциплины
3. Перечень оборудования кабинета
Учебно-информационные материалы(перечень):
1. Учебники
2. Учебные пособия
3. Дополнительные источники
4. Интернет – ресурсы
Учебно-методические материалы по УД (перечень)
1. Дидактические средства организации учебных занятий (перечень);
Комплект материалов фонда оценочных средств
1. Комплект контрольно-оценочных средств по дисциплине
Методический комплект для организации внеаудиторной самостоятельной работы
1.Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной
работы студентов.

Пояснительная записка
УМК общеобразовательной учебной дисциплины Астрономия предназначен для
изучения астрономии в профессиональных образовательных организациях, реализующих
образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего
образования при подготовке обучающихся по профессиям: 23.01.09 Машинист
локомотива, 23.01.13 Электромонтер тяговой подстанции, 43.01.06 Проводник
пассажирского вагона.
УМК разработан на основе требований ФГОС среднего общего образования,
предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины
Физика, и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего
образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных
государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или
специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента
государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки
России от 17.03.2015 № 06-259).
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: общеобразовательный цикл, из обязательной предметной области
«Естественные науки» ФГОС среднего общего образования для всех профессий среднего
профессионального образования технического и социально-экономического профилей.
Содержание программы «Астрономия» направлено на достижение следующих целей:
− формирование понимания сущности повседневно наблюдаемых и редких
астрономических явлений, ознакомление с научными методами и историей изучения
Вселенной; осознание своего места в Солнечной системе и Галактике;
- формирование умений проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты,
выдвигать гипотезы и строить модели, применение полученные знания по астрономии для
объяснения разнообразных астрономических и физических явлений; практическое
использование знаний; оценивание достоверности естественнонаучной информации;
− получение целостного представления о современной естественнонаучной картине мира.

Нормативная и учебно-методическая документация
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной
образовательной программы учебной дисциплины «Астрономия», рекомендованной
ФГАУ «ФИРО» Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 371
от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО».

Министерство образования и науки Забайкальского края
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Шилкинский многопрофильный лицей»

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
АСТРОНОМИЯ

2022 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана с учетом требований ФГОС
среднего общего образования на основе примерной программы учебной дисциплины
«Астрономия».
Организация-разработчик: Государственное профессиональное образовательное
учреждение «Шилкинский многопрофильный лицей»
673370 Забайкальский край Шилкинский район ул. Ленина - 69
Автор:
Комарова Лариса Александровна
преподаватель

Лист актуализации программы
Дата
Содержание обновления
обновления
2021г.
Обновлена литература в п. 3.2.
Информационное обеспечение
обучения.
Добавлены ОК.
Добавлены результаты освоения
содержания программы в
п. 2.2 Тематический план по
разделам.
2022 г.

Обновлена литература в п. 3.2.

Ответственный за
обновление
Комарова Л.А.
преподаватель
астрономии

Комарова
преподаватель
астрономии

Л.А.

Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Рекомендациями по
организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного
общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов и получаемой профессии (письмо Департамента государственной политики в
сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) на
основе примерной программы, предназначенной для изучения астрономии в
профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную
программу среднего общего образования в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного
общего образования при подготовке квалифицированных рабочих для профессий
технического и социально – экономического профилей.
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными
организациями, реализующими образовательную программу среднего общего
образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования
(ППКРС).
Программа адаптирована: Комарова Л.А., преподаватель ГПОУ « Шилкинский МПЛ».

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Астрономия
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов
среднего звена в соответствии с ФГОС по профессии среднего профессионального
образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: дисциплина входит в состав
дополнительных дисциплин
общеобразовательного цикла.
1.3. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины
Содержание программы «Астрономия» направлено на достижение следующих целей:
− формирование понимания сущности повседневно наблюдаемых и редких
астрономических явлений, ознакомление с научными методами и историей изучения
Вселенной; осознание своего места в Солнечной системе и Галактике;
- формирование умений проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты,
выдвигать гипотезы и строить модели, применение полученные знания по астрономии для
объяснения разнообразных астрономических и физических явлений; практическое
использование знаний; оценивание достоверности естественнонаучной информации;
− получение целостного представления о современной естественнонаучной картине мира.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть компетенциями:
Личностными:
Л1. Развитие пространственного мышления студентов;
Л2. Развитие интеллектуальных и творческих способностей студентов;
Л3. Воспитание убежденности в возможности познания природы;
Л4. Овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений
окружающего мира;
Л5. Умение самостоятельно добывать новые для себя знания, используя для этого
доступные источники информации;
Л6. Умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению
общих задач;
Л7. Умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку
уровня собственного интеллектуального развития;
Метапредметными:
М1. Применение основных методов познания (наблюдения, анализа и синтеза,
эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;
М2. Умение использовать различные источники для получения информации, оценивать
ее достоверность;
М3. Умение публично представлять результаты собственного исследования, вести
дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой
информации;
М4. Умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
М5. Умение анализировать и представлять информацию в различных видах.
Предметные:
П1. Формирование представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и
Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;
П2. Понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
П3. Владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и
закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и
символикой;

П4. Формирование представлений о значении астрономии в практической деятельности
человека и дальнейшем научно-техническом развитии;
П5. Осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического
пространства и развитии международного сотрудничества в этой области.
Общими:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес
ОК 2. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
ОК 3. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 4. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством
ОК5. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки
- 54 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки - 36 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 18 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)

54
36
18

Итоговая аттестация в форме

ДЗ

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Астрономия
Наименование
разделов и тем
1
1. Введение
Тема 2.
Строение
солнечной
системы

Тема 3.
Физическая
природа тел
солнечной
системы

Количество часов

Уровень
освоения

3

4

Содержание учебного материала, лабораторные и
практические работы, самостоятельная работа
2
Содержание учебного материала
1-2
3-4

Предмет астрономии. Звездное небо.
Способы определения географической широты.
Основы измерения времени.

Видимое движение планет.
Развитие представлений о Солнечной системе.
Законы Кеплера - законы движения небесных
тел. Обобщение и уточнение Ньютоном законов
Кеплера
11Определение расстояний до тел Солнечной
12
системы и размеров небесных тел.
Контрольная работа.
Самостоятельная работа
1. Выполнение индивидуальных заданий по
лекционному курсу.
2. Написание реферата на темы: «Возраст (Земли,
Солнца, Солнечной системы)», «
Гелиоцентрическая система мира»,
«Геоцентрическая система мира»,
«Космонавтика. Корабль космический»
5-6
7-8
9-10

1314
1516
17-

1

Планеты-гиганты

Л1,Л4 М1,М2
П1,П2

4

7

2
2
2

Л1,Л2,Л3,Л4,Л5,Л6
М1,М2,М3,М4,М5,М6
П1,П2,П3,П4,П5,
ОК1,ОК2,ОК3,ОК4,ОК5

2
1
5

Содержание учебного материала
Система "Земля - Луна". Природа Луны.
Планеты земной группы .

Коды результатов
освоения содержания
УД

2
7

2
2

Л1,Л2,Л3,Л4,Л5,Л6
М1,М2,М3,М4,М5,М6
П1,П2,П3,П4,П5
ОК1,ОК2,ОК3,ОК4,ОК5

Тема 4.
Солнце и звезды.

Тема 5.
Строение и
эволюция
Вселенной

18
19- Астероиды и метеориты. Кометы и метеоры.
20
Контрольная работа.
Самостоятельная работа
Написание реферата на тему : «Метеор, Метеорит .
Метеорное тело, Метеорный дождь, Метеорный поток».
«Затмение (лунное, солнечное)», «Проблема «Солнце
— Земля»», «Магнитная буря»
Содержание учебного материала
21- Общие сведения о Солнце. Строение атмосферы
22
Солнца.
23- Источники энергии и внутреннее строение
24
Солнца. Солнце и жизнь Земли.
25- Расстояние до звезд. Пространственные
26
скорости звезд.
27- Физическая природа звезд. Связь между
28
физическими характеристиками звезд.
29- Двойные звезды. Физические переменные,
30
новые и сверхновые звезды.
Контрольная работа.
Самостоятельная работа:
Написание реферата по теме: «Затмение»,
«Созвездие», «Черная дыра»
Содержание учебного материала
31- Наша Галактика. Другие галактики.
32
Метагалактика.
33- Происхождение и эволюция звезд.
34
35- Происхождение планет.
36
Контрольная работа.
Самостоятельная работа:
1.Написание реферата по теме: «Эволюция (Земли и
планет, Солнца и звезд, метагалактик и
Метагалактики)», «Возраст (Галактики,
Метагалактики)»
2.Выполнение индивидуальных заданий.

2
1
4

2
9
2

Л1,Л2,Л3,Л4,Л5,Л6
М1,М2,М3,М4,М5,М6
П1,П2,П3,П4,П5
ОК1,ОК2,ОК3,ОК4,ОК5

2
2
2
1
2
4
5

2
2

1
5

2

Л1,Л2,Л3,Л4,Л5,Л6
М1,М2,М3,М4,М5,М6
П1,П2,П3,П4,П5
ОК1,ОК2,ОК3,ОК4,ОК5

Итого:
Самостоятельная работа
Итоговая аттестация

36
18
Дифференцируемый
зачет

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы осуществляется на базе кабинета Физика
Оборудование учебного кабинета:
1. Доска
2. Стол учительский
3. Стул учительский
4. Столы ученические
5. Стулья ученические
Технические средства обучения:
1. Компьютер
2. Телевизор – монитор
3. Интерактивная доска
4. Интерактивная доска
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. Астрономия: учебник для проф. образоват. организаций под редакцией
Т.С.Фещенко. – М.: Издательский центр «Академия», 2021.
Дополнительные источники:
1. Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс:
учебник для общеобразоват. организаций – М.: Дрофа, 2021.
2. Чаругин В.М. Астрономия. Учебник для 10-11 классов. – М.: Просвещение, 2018.
3. Левитан Е.П. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник для
общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2018.
4. Куликовский П.С. Справ. любителя астрономии. -М. : Либроком, 2018.
Интернет-ресурсы:
http://www.fipi.ru/;
http://www.astronet.ru
http://www.sai.msu.ru;
http://www.izmiran.ru
http://www.sai.msu.su/EAAS
http://www.myastronomy.ru
http://www.krugosvet.ru
http://www.cosmoworld.ru/spaceencyclop

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических
занятий по решению задач, тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, исследований.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен продемонстрировать
предметные результаты освоения учебной дисциплины «Астрономия»:

1

Коды
формируемых
компетенций и
результатов
обучения
ПК 1 Формирование
представлений о
строении Солнечной

Критерии оценки

Перечень критериев оценки контрольной работы:
- глубокое и полное овладение содержанием учебного
материала 40 б.

Формы и
методы
контроля
Оценка
выполнения и
защиты:

системы, эволюции
звезд и Вселенной,
пространственновременных
масштабах
Вселенной

2

ПК2 Понимание
сущности
наблюдаемых во
Вселенной явлений.

- умение решать практические задачи 20 б.
- формулировать и обосновывать свою точку зрения
20 б.
- грамотное, логическое изложение ответа 10 б.
- качественное внешнее оформление 10 б.
Итого:100 б.
Перечень критериев оценки докладов:
- умение сформулировать цель и задачи работы 9 б.
- Умение работать с научной литературой (полнота
научного обзора, грамотность цитирования) 9 б.
- Полнота и логичность раскрытия темы 9 б.
- Степень самостоятельности мышления 9 б.
- Корректность выводов – 8 б.
- Реальная новизна работы -8б.
- Трудоемкость работы 14 б.
- Культура оформления текста (соответствие
требованиям оформления, стилистика изложения,
грамотность) 14 б.
- Эрудированность автора в рассматриваемой
области(владение материалом, терминологией,
знакомство с современным состоянием проблемы) 6 б.
- Качество ответов на вопросы (полнота,
аргументированность, умение реагировать на критику,
готовность к дискуссии) 14 б.
Итого:100 б.
Перечень критериев оценки контрольной работы:
- глубокое и полное овладение содержанием учебного
материала 40 б.
- умение решать практические задачи 20 б.
- формулировать и обосновывать свою точку зрения
20 б.
- грамотное, логическое изложение ответа 10 б.
- качественное внешнее оформление 10 б.
Итого:100 б.
Перечень критериев оценки докладов:
- умение сформулировать цель и задачи работы 9 б.
- умение работать с научной литературой (полнота
научного обзора, грамотность цитирования) 9 б.
- Полнота и логичность раскрытия темы 9 б.
- Степень самостоятельности мышления 9 б.
- Корректность выводов – 8 б.
- Реальная новизна работы -8б.
- Трудоемкость работы 14 б.
- Культура оформления текста (соответствие
требованиям оформления, стилистика изложения,
грамотность) 14 б.
- Эрудированность автора в рассматриваемой
области(владение материалом, терминологией,
знакомство с современным состоянием проблемы) 6 б.
- Качество ответов на вопросы (полнота,
аргументированность, умение реагировать на критику,
готовность к дискуссии) 14 б.

контрольных
работ,
ВСР –
докладов

Оценка
выполнения и
защиты:
контрольных
работ,
практических
задач, ВСР –
докладов

ПК3. Владение
основополагающими
астрономическими
понятиями,
теориями, законами
и закономерностями,
уверенное
пользование
астрономической
терминологией и
символикой;

4
ПК4 Формирование
представлений о
значении
астрономии в
практической
деятельности
человека и
дальнейшем научнотехническом
развитии;

Итого:100 б.
Перечень критериев оценки контрольной работы:
- глубокое и полное овладение содержанием учебного
материала 40 б.
- умение решать практические задачи 20 б.
- формулировать и обосновывать свою точку зрения
20 б.
- грамотное, логическое изложение ответа 10 б.
- качественное внешнее оформление 10б.
Итого:100 б.
Перечень критериев оценки докладов:
- умение сформулировать цель и задачи работы 9 б.
- Умение работать с научной литературой (полнота
научного обзора, грамотность цитирования) 9 б.
- Полнота и логичность раскрытия темы 9 б.
- Степень самостоятельности мышления 9 б.
- Корректность выводов – 8 б.
- Реальная новизна работы -8б.
- Трудоемкость работы 14 б.
- Культура оформления текста (соответствие
требованиям оформления, стилистика изложения,
грамотность) 14 б.
- Эрудированность автора в рассматриваемой
области(владение материалом, терминологией,
знакомство с современным состоянием проблемы) 6 б.
- Качество ответов на вопросы (полнота,
аргументированность, умение реагировать на критику,
готовность к дискуссии) 14 б.
Итого:100 б.
Перечень критериев оценки практической работы:
- умение анализировать задачу и выделять её
составные части
20 б.
умение реализовать составленный план 20 б
- оценивать результат и последствия своих
действий (самостоятельно или с помощью
преподавателя) 20б.
- защита лабораторной работы
20
б.
Итого:100 б.
Перечень критериев оценки контрольной работы:
- глубокое и полное овладение содержанием учебного
материала 40 б.
- умение решать практические задачи 20 б.
- формулировать и обосновывать свою точку зрения
20 б.
- грамотное, логическое изложение ответа 10 б.
- качественное внешнее оформление 10 б.
Итого:100 б.
Перечень критериев оценки докладов:
- умение сформулировать цель и задачи работы 9 б.
- Умение работать с научной литературой (полнота
научного обзора, грамотность цитирования) 9 б.

Оценка
выполнения и
защиты:
контрольных
работ,
практических
задач, ВСР –
докладов

Оценка
выполнения и
защиты:
контрольных
работ;
ВСР –
докладов,
практических
работ

5

- Полнота и логичность раскрытия темы 9 б.
- Степень самостоятельности мышления 9 б.
- Корректность выводов – 8б.
- Реальная новизна работы -8 б.
- Трудоемкость работы 14б.
- Культура оформления текста (соответствие
требованиям оформления, стилистика изложения,
грамотность) 14 б.
- Эрудированность автора в рассматриваемой
области(владение материалом, терминологией,
знакомство с современным состоянием проблемы) 6 б.
- Качество ответов на вопросы (полнота,
аргументированность, умение реагировать на критику,
готовность к дискуссии) 14 б.
Итого:100 б.
Перечень критериев оценки практической работы
по решению задач:
- умение анализировать задачу и выделять её
составные части
40 б.
умение реализовать составленный план
40 б.
- оценивать результат и последствия своих действий
(самостоятельно или с помощью преподавателя) 20 б.
Итого:100 б.
ПК5 Осознание роли Перечень критериев оценки контрольной работы:
отечественной науки - глубокое и полное овладение содержанием учебного
в освоении и
материала 40 б.
использовании
- умение решать практические задачи 20 б.
космического
- формулировать и обосновывать свою точку зрения
пространства и
20 б.
развитии
- грамотное, логическое изложение ответа 10 б.
международного
- качественное внешнее оформление 10 б.
сотрудничества в
Итого:100 б.
этой области.
Перечень критериев оценки докладов:
- умение сформулировать цель и задачи работы 9 б.
- Умение работать с научной литературой (полнота
научного обзора, грамотность цитирования) 9 б.
- Полнота и логичность раскрытия темы 9 б.
- Степень самостоятельности мышления 9 б.
- Корректность выводов -8б.
- Реальная новизна работы-8б.
- Трудоемкость работы 14б.
- Культура оформления текста (соответствие
требованиям оформления, стилистика изложения,
грамотность) 14б.
- Эрудированность автора в рассматриваемой
области(владение материалом, терминологией,
знакомство с современным состоянием проблемы) 6 б.
- Качество ответов на вопросы (полнота,
аргументированность, умение реагировать на критику,
готовность к дискуссии) 14 б.
Итого:100 б.

Оценка
выполнения и
защиты:
контрольных
работ;
ВСР –
докладов,
практических
работ

Перечень критериев оценки практической работы:
- умение анализировать задачу и выделять её
составные части
20 б.
умение реализовать составленный план
20 б.
- оценивать результат и последствия своих действий
(самостоятельно или с помощью преподавателя) 20 б.
- защита практической работы 20 б.
Итого:100 б.
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля
производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Качественная оценка индивидуальных
Процент
образовательных достижений
результативности
(правильных ответов)
балл (отметка)
вербальный аналог
90 ÷ 100
5
отлично
80 ÷ 89
4
хорошо
70 ÷ 79
3
удовлетворительно
менее 70
2
не удовлетворительно
Формой аттестации по учебной дисциплине является дифференцированный зачет. На
этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных
образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная
оценка освоенных студентами профессиональных и общих компетенций как результатов
освоения учебной дисциплины.

Учебно-методические материалы по УД:
1. Дидактические средства организации учебных занятий:
1) Видеопрезентации по темам: «Что изучает Астрономия», «Развитие представлений
о Солнечной системе», «Видимое движение планет», «Природа Луны», «Планеты
земной группы», «Планеты-гиганты», «Астероиды и метеориты», «Кометы и
метеоры», «Физическая природа звезд», «Двойные звезды. Физические
переменные, новые и сверхновые звезды» и др.
2) Тестовые задания для контрольных работ;
3) Список тем рефератов и сообщений;
4) Карточки с вопросами по учебной дисциплине.

Министерство образования и науки Забайкальского края
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Шилкинский многопрофильный лицей»

Комплект
контрольно-оценочных средств
по учебной дисциплине
АСТРОНОМИЯ

2022 г.

Комплект контрольно-оценочных средств учебной дисциплины разработан с учетом
требований ФГОС среднего общего образования на основе примерной программы
учебной дисциплины «Астрономия».

Организация-разработчик:
Государственное профессиональное образовательное учреждение «Шилкинский
многопрофильный лицей»
673370 Забайкальский край, Шилкинский район ул. Ленина - 69
Разработчик:
Комарова Лариса Александровна,
преподаватель

Одобрено на заседании методической комиссии общеобразовательных дисциплин
Протокол № 10 от «01» июня 2022 г.
Председатель МК: И. В. Семёнова

1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
В результате освоения учебной дисциплины Астрономия обучающиеся должны обладать
предусмотренными ФГОС следующими умениями, знаниями, и общими компетенциями:
Личностными:
Л1. Развитие пространственного мышления студентов;
Л2. Развитие интеллектуальных и творческих способностей студентов;
Л3. Воспитание убежденности в возможности познания природы;
Л4. Овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений
окружающего мира;
Л5. Умение самостоятельно добывать новые для себя знания, используя для этого
доступные источники информации;
Л6. Умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению
общих задач;
Л7. Умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку
уровня собственного интеллектуального развития;
Метапредметные:
М1. Применение основных методов познания (наблюдения, анализа и синтеза,
эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;
М2. Умение использовать различные источники для получения информации, оценивать
ее достоверность;
М3. Умение публично представлять результаты собственного исследования, вести
дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой
информации;
М4. Умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
М5. Умение анализировать и представлять информацию в различных видах.
Предметные:
П1. Формирование представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и
Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;
П2. Понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
П3. Владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и
закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и
символикой;
П4. Формирование представлений о значении астрономии в практической деятельности
человека и дальнейшем научно-техническом развитии;
П5. Осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического
пространства и развитии международного сотрудничества в этой области.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;
самостоятельной работы обучающегося 18 часов.
Формой промежуточной аттестации по учебной дисциплине, предусмотренной учебным
планом, является дифференцированный зачет.
2. Оценка освоения умений и знаний
2.1. Общие положения
Предметом оценки освоения учебной дисциплины являются предметные
результаты, предусмотренные ФГОС по дисциплине «Астрономия», направленные на
реализацию программы общего образования. Технология оценки – пятибалльная.
Спецификация оценочных средств:
 индивидуальные карточки-задания;
 тематические таблицы;
 тематические схемы;






контрольные работы (тестирования);
сообщения, рефераты, доклады, таблицы, конспекты, кроссворды, (внеаудиторная
самостоятельная работа);
устный индивидуальный опрос;
практические занятия/

В процессе аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка
следующих результатов обучения:
Результаты обучения
Основные показатели оценки результатов
Форма аттестации
(личностные,
(на уровне учебных действий)
(вид задания)
метапредметные,
предметные)
Введение
Л1, М3, М4, П4, П5
УД 1.Умение давать определение и
УИО
оперировать важнейшими
астрономическими понятиями.
Т
УД 2.Проведение самостоятельного поиска
ВСР
астрономической информации с
использованием ресурсов Интернета.
Тема 1. История развития астрономии
Л1, Л3, М1, М2, М3,
УД 1.Умение давать определение и
КР №1
М4, П3, П4, П5, П6
оперировать важнейшими
астрономическими понятиями.
УИО
УД 3.Знать смысл работ и формулировку
законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея,
ВСР
Коперника, Бруно, Кеплера
УД 2. Проведение самостоятельного поиска
ДЗ
астрономической информации с
использованием ресурсов Интернет.
УД 4.Использование компьютерных
технологий для обработки и передачи
астрономической информации
Тема 2. Устройство Солнечной системы
Л3, М1, М2, М3, М4,
УД 5. Объяснение астрономических и
П1, П3, П5
физических явлений, наблюдаемых с
поверхности Земли так и с космического
пространства.
УД 6. Определение расположения небесных
тел на небесной сфере.
УД 7. Приводить примеры практического
использования астрономических знаний о
небесных телах и их системах
УД 2. Проведение самостоятельного поиска
астрономической информации с
использованием ресурсов Интернет.
УД 4.Использование компьютерных
технологий для обработки и передачи
астрономической информации.
Тема 3. Строение и эволюция Вселенной
Л1, М1, М2, М3, М4, УД 8.Уметь использовать карту звездного
П1, П2, П3, П4, П5
неба для нахождения координат светила.

КР №2
КР №3
УИО;
ВСР
Т

КР №4
КР №5

УД 7. Приводить примеры практического
использования астрономических знаний о
небесных телах и их системах.
УД 2. Проведение самостоятельного поиска
астрономической информации с
использованием ресурсов Интернет.
УД 4.Использование компьютерных
технологий для обработки и передачи
астрономической информации.

УИО
ВСР
Т
ДЗ

Используемые сокращения
ПЗ Практические занятия
ВСР Внеаудиторная самостоятельная работа
УИО Устный индивидуальный опрос
Т
Тест
ДЗ Дифференцированный зачет
2.2 Типовые задания для текущего контроля успеваемости
Введение. Тест.
1.Наука о небесных светилах, о законах их движения, строения и развития, а также о
строении и развитии Вселенной в целом называется …
1) Астрофизика 2) Астрография 3) Астрономия 4) Астрометрия
2.Периодичность движения каких небесных тел дал толчок к введению основных
единиц счёта времени?
1) Солнца 2) Звёзд 3) Луны 4) Планет
3.Каково значение астрономии?
1) формирование мистических взглядов на вопросы сотворения мира
2) формирование научного мировоззрения
3) формирование взглядов на развитие природы
4. Какому учёному принадлежит разработка первого в мире телескопа. Запишите его
фамилию.
5.Кто первым доказал, что Солнце является центральным небесным телом, вокруг
которого обращается Земля и другие планеты?
1) Коперник 2) Ньютон 3) Аристарх 4) Кеплер 5) Бруно
6.Каким учёным была предложена геоцентрическая система мироустройства?
Запишите ответ:
7.Первый человек, побывавший в космосе. Запишите только фамилию.
8.Как называется ближайшая к нам звезда? ОТВЕТ:
9.Раздел астрономии, изучающий движение небесных
тел.
1) Среди предложенных ответов нет правильного.
2) Небесная кинематика
3) Небесная динамика
4) Небесная механика
10.Соотнесите названия разделов астрономии с их определениями.
1) раздел астрономии, занимающийся разработкой методов ориентации, определения
географического положения наблюдателя, точным измерением времени исходя из
астрономических наблюдений.
2) раздел астрономии, в котором в котором Земля выступает в качестве эталона для
изучения небесных тел.
3) раздел астрономии, изучающий физические явления и химические процессы,
происходящие в небесных телах, их системах и в космическом пространстве.

4) раздел астрономии, изучающий происхождение, строение и эволюцию Вселенной как
единого целого.
11. Раздел астрономии, изучающий происхождение и развитие небесных тел и их
систем.
А) Космология Б) Космогония В) Г) Практическая астрономия
Д)
Сравнительная планетология
11. У какого небесного тела числовая характеристика яркости объекта обозначается
буквой m? ОТВЕТ:
12. В каком известном созвездии буквенное обозначение, которое, как правило,
присваивается в порядке убывания яркости звезды в созвездии, не совпадает? 1) Малая
Медведица 2) Большая медведица 3) Орион
13 .Какое количество созвездий было окончательно утверждено в 1922 г. на
генеральная ассамблея Международного астрономического союза? Запишите число:
14.Как звали астронома, который первым разделил звёзды по их видимой яркости? 1)
Галилео Галилей
2) Норман Погсон 3) Иоганн Байер 4) Гиппарх Никейский
15.Какая звезда является самой яркой звездой северной полусферы? ОТВЕТ:
16.На флаге какого штата США изображено созвездие Большой Медведицы?
1) Аляска 2) Флорида 3) Техас 4) Гавайи
17.Созвездия – это…
1) определённые участки звёздного неба, разделённые между собой строго
установленными границами, с характерной наблюдаемой группировкой звёзд.
2) определённые группы звёзд в определённых участках звёздного неба.
3) определённые участки звёздного неба.
4) определённые группы звёзд.
18.Астрономия – это…
1) наука, изучающая звёздное небо.
2) фундаментальная наука, которая изучает строение небесных тел и их систем.
3) фундаментальная наука, которая изучает строение, движение, происхождение и
развитие небесных тел, их систем и всей Вселенной в целом.
4) фундаментальная наука, которая изучает строение и движение всей Вселенной в целом.
19. Правда ли, что …
1)Наблюдения - основной источник информации в астрономии.
2)Изучая далёкие звёздные системы, мы изучаем их прошлое.
3)Все звёзды вращаются вокруг Земли.
20.Сопоставьте определения геоцентрической и гелиоцентрической систем
мироустройства.
1) Геоцентрическая система мира
2) Гелиоцентрическая система мира
А. представление о том, что Солнце является центральным небесным телом, вокруг
которого обращается Земля и другие планеты.
Б. представление об устройстве мироздания, согласно которому центральное положение
во Вселенной занимает неподвижная Земля, вокруг которой вращаются Солнце, Луна,
планеты и звёзды.
Тема 1. Предмет астрономии
Тест. Вариант 1.
1. Кто догадался о том, что Земля имеет форму шара?
а) древние римляне б) египтяне в) греки г) финикийцы
2. Чему равно среднее расстояние от Земли до Солнца?
а) 150 тыс км б) 150 млн км в) 150 млрд км г) 150 км
3. Каков примерно радиус Солнца?
а) 700000 км б) 70000 км в) 7000 км г) 700 км

4. За счет какой энергии Солнце выделяет тепло?
а) химической б) ядерной в) термоядерной г) атомной
5. У какой планеты земной группы нет атмосферы?
а) Венеры б) Меркурия в) Марса г) Земли
6. Что такое астероид?
а) зародыш планеты б) осколок планеты
в) остаток планеты г) часть планеты
7. Из каких химических элементов в основном состоит Солнечная система?
а) из водорода и азота б) гелия и углекислого газа
в) водорода и гелия г) азота и углекислого газа
8. Какая планета-гигант излучает энергию?
а) Сатурн б) Юпитер в) Уран г) Нептун
9. Меркурий назван в честь бога…
а) войны б) труда в) торговли г) воды
10. Есть ли кольца у других планет-гигантов, кроме Сатурна?
а) да б) нет в) не знаю г) может быть
Тема 1. Предмет астрономии
Тест. Вариант 2
1. Чему равно среднее расстояние от Земли до Луны?
а) 38400 км б) 384000 м в) 384000 км г) 3840000 км
2. Кто предложил гелиоцентрическую систему мира?
а) Галилей б) Ньютон в) Бруно г) Коперник
3. Какова примерно температура поверхности Солнца?
а) 3000 0С б) 4000 0С в) 5000 0С г) 6000 0С
4. Каков примерно возраст Солнца?
а) 2-3 млрд. лет б) 3-4 млрд. лет в) 5-6 млрд. лет г) 7-8 млрд. лет
5. У какой планеты - гиганта больше всех спутником?
а) Нептуна б) Сатурна в) Урана г) Юпитера
6. В каком штате США расположен крупнейший на Земле метеоритный кратер?
а) Техас б) Аризона в) Юта г) Калифорния
7. Может ли астероид иметь свой спутник?
а) не знаю б) нет в) да г) может быть
8. Каково название самой известной кометы?
а) Галиллея б) Галлея в) Галерея г) Галера
9. Какая единица измерения расстояния, кроме светового года, используется в
астрономии?
а) персек б) персей в) парсек г) персик
10. Марс назван в честь бога…
а) войны б) труда в) торговли г) воды
Тема 2. Устройство Солнечной системы
Тест. Планеты – гиганты и маленький Плутон.
Вариант №1
1. Планетой-гигантом является:
1) Венера; .3) Сатурн; 2) Марс; 4) Плутон.
2. Самая большая планета Солнечной системы — это
1) Нептун; 2) Сатурн; 3) Юпитер; 4) Марс.
3. Самый большой спутник в Солнечной системе:
1) Ганимед; 3) Тритон; 2) Мимас; 4) Миранда.
4 Температура на поверхности планет-гигантов составляет:
1) - 20°С; 3) - 100 °С; 2) + 80°С; 4) - 140 °С

5. В честь древнеримского бога, покровителя земледелия, была названа планета:
1) Сатурн; 2) Юпитер; 3) Уран; 4) Нептун.
6. В честь римского царя всех богов была названа планета:
1) Сатурн; 2) Юпитер; 3) Уран; 4) Нептун.
7. В 1781 г. В. Гершелем была открыта планета:
1) Юпитер; 2) Сатурн; 3) Уран; 4) Плутон.
8. Рекордное число спутников имеет планета:
1) Юпитер; 2) Уран; 3) Нептун; 4) Сатурн.
Тема 2. Устройство Солнечной системы.
Тест.Планеты – гиганты и маленький Плутон.
Вариант №2
1. Самой удаленной от Солнца планетой Солнечной системы является:
1) Плутон; 2) Уран; 3) Нептун; 4) Юпитер.
2. Большое Красное пятно находится:
1) на Сатурне 2) на Нептуне; 3) на Юпитере; 4) на Уране.
3. Основным газом, образующим планеты-гиганты, является:
1) кислород 2) водород; 3) углекислый газ; 4) азот.
4. Планетами - «близнецами» являются:
1) Уран и Плутон 2) Нептун и Плутон; 3) Сатурн и Уран; 4) Уран и Нептун.
5. В честь древнеримского бога моря была названа планета:
1) Нептун 2) Уран; 3) Сатурн; 4) Юпитер.
6. Планетой-гигантом является:
1) Венера 2) Марс; 3) Юпитер 4) Земля.
7. В честь греческого божества, владыки подземного мира, была названа планета:
1) Сатурн 2) Плутон; 3) Уран; 4) Нептун.
8. Спутником Нептуна является:
1) Тритон 2) Ио; 3) Ганимед 4) Миранда.
Тест. Планеты. Вариант 1.
1.Какие планеты Солнечной системы входят в группу планет-гигантов?
А. Земля, Марс, Сатурн, Уран Б. Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун
2.Планеты-гиганты характеризуются:
А. небольшими размерами и массой, высокой плотностью, медленным вращением
Б. большими размерами и массой, высокой плотностью, медленным вращением
В. большими размерами и массой, небольшой плотностью, быстрым вращением
3.Какой спутник является самым крупным в Солнечной системе:
А. Титан Б. Ганимед В. Луна
4.Что является характерной особенностью Венеры?
A. низкая средняя плотность
Б. обратное осевое вращение
В. самый большой размер среди планет земной группы
5.Что делает спутник Юпитера Ио уникальным?
А. гигантский кратер Б. действующие вулканы В. землетрясения и грозы
6. Телескоп необходим для того, чтобы …
А. собрать свет и создать изображение источника.
Б. собрать свет от небесного объекта и увеличить угол зрения, под которым виден объект.
В. получить увеличенное изображение небесного тела.
7. Созвездие – это…
А. составленная из звезд фигура мифологического персонажа или животного из
древнегреческих мифов и легенд
Б. участок небесной сферы со строго установленными границами.
В. группа ярких звезд

8. Лунное затмение происходит, когда Земля находится на одной линии между Солнцем и
полной Луной. Когда можно наблюдать лунное затмение?
А. утром Б. ночью В. в полдень
9.К отдельному типу «ледяных гигантов» относят:
А.Сатурн и Юпитер Б. Уран и Нептун В.Юпитер и Уран
Тест. Планеты. Вариант 2.
1. Планеты-гиганты в основном состоят:
А. из силикатов и железа
Б. из водорода и гелия
В. из углерода и железа
2. Количество известных спутников у планет-гигантов:
А. у Юпитера – 67, у Сатурна – 62, у Урана – 27, у Нептуна – 14
Б. у Юпитера – 16, у Сатурна – 17, у Урана – 14, у Нептуна – 2
В. у Юпитера – 12, у Сатурна – 10, у Урана – 5, у Нептуна – 2
3.Венера поглощает больше тепла, чем излучает. Как называется этот эффект?
A. теория равновесия Б. парниковый эффект В. эффект Фарадея
4. У каких планет-гигантов есть кольца
A. у Юпитера, Сатурна, Урана, Нептуна Б. у Сатурна В. у Сатурна и Урана
5. Масса Юпитера:
A. в 100 раз больше земной Б. в 200 раз больше земной В. в 318 раз больше земной
6. Астрономия – наука, изучающая …
А. движение и происхождение небесных тел и их систем.
Б.развитие небесных тел и их природу.
В. движение, природу, происхождение и развитие небесных тел и их систем.
7. Откуда Солнце и другие звезды черпают свою энергию?
А.из термоядерных реакций Б. из химических реакций В. из солнечных пятен
8.По каким орбитам обращаются планеты вокруг Солнца?
А. по ветвям парабол Б. по окружностям В. по эллипсам, близким к окружностям
9. Из каких химических элементов, в основном, состоят звезды?
А. водород и гелий Б. гелий и кислород В. азот и гелий
3.Контрольно-оценочные средства для промежуточной аттестации по дисциплине
3.1 Общие положения
Итоговый контроль освоения учебной дисциплины осуществляется при проведении
дифференцированного зачета. Зачет проводится в рамках учебных часов, выделенных на
изучение дисциплины.
Зачет по учебной дисциплине проводится с учетом результатов текущего контроля. Зачет
проводится в письменной форме. Обучающиеся получают заранее подготовленные
проштампованные листы, оформляют титульный лист работы. Затем следует короткий
инструктаж, в ходе которого обращается внимание обучающихся на количество заданий,
на необходимость распределения времени на их выполнение, оформление. Задания
рекомендуется выполнять по порядку. При проведении зачета обучающимся
предоставляется право пользоваться справочной литературой.
3.2 Типовые задания для итогового контроля успеваемости
Проверочная контрольная работа (Тест)
Вариант № 1
1. Наука о небесных светила, о законах их движения, строения и развития, а также о
строении и развитии Вселенной в целом называется …
1. Астрометрия
2. Астрофизика
3. Астрономия

4. Другой ответ
2.Гелиоцентричну модель мира разработал …
1. Хаббл Эдвин
2. Николай Коперник
3. Тихо Браге
4. Клавдий Птолемей
3.К планетам земной группы относятся …
1. Меркурий, Венера, Уран, Земля
2. Марс, Земля, Венера, Меркурий
3. Венера, Земля, Меркурий, Фобос
4. Меркурий, Земля, Марс, Юпитер
4.Второй от Солнца планета называется …
1. Венера
2. Меркурий
3. Земля
4. Марс
5. Межзвездное пространство …
1. не заполнено ничем
2. заполнено пылью и газом
3.заполнено обломками космических аппаратов
4. другой ответ.
6. Угол между направлением на светило с какой-либо точки земной поверхности и
направлением из центра Земли называется …
1. Часовой угол
2. Горизонтальный параллакс
3. Азимут
4. Прямое восхождение
7. Расстояние, с которого средний радиус земной орбиты виден под углом 1 секунда
называется …
1. Астрономическая единица
2. Парсек
3. Световой год
4. Звездная величина
8. Нижняя точка пересечения отвесной линии с небесной сферой называется …
1. точках юга
2. точках севере
3. зенит
4. надир
9. Большой круг, плоскость которого перпендикулярна оси мира называется …
1. небесный экватор
2. небесный меридиан
3. круг склонений
4. настоящий горизонт
10. Первая экваториальная система небесных координат определяется …
1.Годинний угол и склонение
2. Прямое восхождение и склонение
3. Азимут и склонение
4. Азимут и высота
11. Большой круг, по которому цент диска Солнца совершает свой видимый летний
движение на небесной сфере называется …
1. небесный экватор
2. небесный меридиан

3. круг склонений
4. эклиптика
12. Линия вокруг которой вращается небесная сфера называется
1.ось мира
2. вертикаль
3. полуденная линия
4. настоящий горизонт
13. В каком созвездии находится звезда, имеет координаты α = 5h 20m, δ = + 100
1. Телец
2. Возничий
3. Заяц
4. Орион
14. Обратное движение точки весеннего равноденствия называется …
1. Перигелий
2. Афелий
3. Прецессия
4. Нет правильного ответа
15. Главных фаз Луны насчитывают …
1. две
2. четыре
3. шесть
4.восемь
16. Угол, который отсчитывают от точки юга S вдоль горизонта в сторону заката до
вертикала светила называют …
1. Азимут
2. Высота
3. Часовой угол
4. Склонение
17. Квадраты периодов обращения планет относятся как кубы больших полуосей
орбит. Это утверждение …
1. первый закон Кеплера
2. второй закон Кеплера
3. третий закон Кеплера
4. четвертый закон Кеплера
18.Телескоп, у которого объектив представляет собой линзу или систему линз
называют …
1.Рефлекторним
2.Рефракторним
3. менисковый
4. Нет правильного ответа.
19.Установил законы движения планет …
1. Николай Коперник
2. Тихо Браге
3. Галилео Галилей
4.Иоганн Кеплер
20.К планетам-гигантам относят планеты …
1. Фобос, Юпитер, Сатурн, Уран
2. Плутон, Нептун, Сатурн, Уран
3. Нептун, Уран, Сатурн, Юпитер
4. Марс, Юпитер, Сатурн, Уран

Вариант № 2
1. Наука, изучающая строение нашей Галактики и других звездных систем
называется …
1. Астрометрия
2. Звездная астрономия
3. Астрономия
4. Другой ответ
2.Геоцентричну модель мира разработал …
1. Николай Коперник
2. Исаак Ньютон
3. Клавдий Птолемей
4. Тихо Браге
3. Состав Солнечной система включает …
1. восемь планет.
2. девять планет
3. десять планет
4. семь планет
4. Четвертая от Солнца планета называется …
1. Земля
2. Марс
3. Юпитер
4. Сатурн
5. Определенный участок звездного неба с четко очерченными пределами,
охватывающий все принадлежащие ей светила и имеющая собственное называется
…
1. Небесной сферой
2. Галактикой
3. Созвездие
4. Группа зрение
6. Угол, под которым из звезды был бы виден радиус земной орбиты называется …
1. Годовой параллакс
2. Горизонтальный параллакс
3. Часовой угол
4. Склонение
7. Верхняя точка пересечения отвесной линии с небесной сферой называется …
1. надир
2. точках севере
3. точках юга
4.зенит
8 Большой круг, проходящий через полюса мира и зенит называется …
1. небесный экватор
2. небесный меридиан
3. круг склонений
4.настоящий горизонт
9. Промежуток времени между двумя последовательными верхними кульминациями
точки весеннего равноденствия называется …
1.Солнечные сутки
2. Звездные сутки
3. Звездный час
4. Солнечное время
10. Количество энергии, которую излучает звезда со всей своей поверхности в
единицу времени по всем направлениям называется …

1. звездная величина
2. яркость
3. парсек
4.светимость
11. Вторая экваториальная система небесных координат определяется …
1.Годинний угол и склонение
2. Прямое восхождение и склонение
3. Азимут и склонение
4. Азимут и высота
12. В каком созвездии находится звезда, имеет координаты α = 20h 20m, δ = + 350
1. Козерог
2. Дельфин
3. Стрела
4. Лебедь
13. Путь Солнца на небе вдоль эклиптики пролегает среди …
1. 11 созвездий
2. 12 созвездий
3. 13 созвездий
4. 14 созвездий
14. Затмение Солнца наступает …
1. если Луна попадает в тень Земли.
2. если Земля находится между Солнцем и Луной
3. если Луна находится между Солнцем и Землей
4. нет правильного ответа.
15. Каждая из планет движется вокруг Солнца по эллипсу, в одном из фокусов
которого находится Солнце. Это утверждение …
1. первый закон Кеплера
2. второй закон Кеплера
3. третий закон Кеплера
4. четвертый закон Кеплера
16. Календарь, в котором подсчету времени ведут за изменением фаз Луны называют
…
1. Солнечным
2. Лунно-солнечным
3. Лунным
4. Нет правильного ответа.
17.Телескоп, у которого объектив представляет собой вогнутое зеркало называют …
1.Рефлекторним
2.Рефракторним
3. менисковый
4. Нет правильного ответа
18. Система, которая объединяет несколько радиотелескопов называется …
1.Радиоинтерферометром
2.Радиотелескопом
3.Детектором
4. Нет правильного ответа
19. Наука, изучающая строение нашей Галактики и других звездных систем
называется …
1. Астрометрия
2. Звездная астрономия
3. Астрономия

4. Другой ответ
20. Закон всемирного тяготения открыл …
1. Галилео Галилей
2. Хаббл Эдвин
3. Исаак Ньютон
4. Иоганн Кеплер
Критерии оценок
Каждое правильно выполненное задание оценивается одним баллом. Таким образом,
максимальное количество первичных баллов, которое можно получить при выполнении
теста – 20.
«2»: Выполнено мене 70% задания
Набрано менее 14 баллов
«3»:Выполнено70-80% задания
Набрано 14-15 баллов
«4»: Выполнено 80-90%задания
Набрано 16-17 баллов
«5»: Выполнено более 90% задания
Набрано 18 баллов и более
Список вопросов для обучающихся по учебной дисциплине:
Введение
1.Астрономия, ее связь с другими науками.
2.Практическое применение астрономических исследований.
3.История развития отечественной космонавтики.
4.Достижения современной космонавтики
Тема 1. История развития астрономии
5.Астрономия Аристотеля как «наиболее физическая из математических наук».
6.Космология Аристотеля.
7.Создание первой универсальной математической модели мира на основе принципа
геоцентризма.
8.Звездное небо.
9.Летоисчисление и его точность (солнечный и лунный, юлианский и григорианский
календари, проекты новых календарей).
10.Оптическая астрономия.
11.Изучение околоземного пространства.
Тема 2. Устройство Солнечной системы
12. Система «Земля — Луна» (основные движения Земли, форма Земли, Луна — спутник
Земли, солнечные и лунные затмения).
13.Природа Луны (физические условия на Луне, поверхность Луны, лунные породы).
14.Планеты земной группы (Меркурий, Венера, Земля, Марс).
15.Планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун)
16.Астероиды и метеориты. Плутон — один из крупнейших астероидов этого пояса.
Физические характеристики астероидов. Метеориты. Кометы и метеоры (открытие комет,
вид, строение, орбиты, природа комет, метеоры и болиды, метеорные потоки).
17.Понятие об астероидно - кометной опасности.
18.Исследования Солнечной системы.
19.Межпланетные космические аппараты, используемые для исследования планет.
20.Новые научные исследования Солнечной системы
Тема 3. Строение и эволюция Вселенной

21.Расстояние до звезд (определение расстояний по годичным параллаксам, видимые и
абсолютные звездные величины).
22. Физическая природа звезд (цвет, температура, спектры и химический состав,
светимости, радиусы, массы, средние плотности).
23. Двойные звезды (оптические и физические двойные звезды, определенных масс звезды
из наблюдений двойных звезд, невидимые спутники звезд).
24. Открытие экзопланет — планет, движущихся вокруг звезд.
25. Физические переменные, новые и сверхновые звезды (цефеиды, другие физические
переменные звезды, новые и сверхновые).
26. Наша Галактика (состав — звезды и звездные скопления, туманности, межзвездный
газ, космические лучи и магнитные поля).
27. Строение Галактики, вращение Галактики и движение звезд в ней.
28. Сверхмассивная черная дыра в центре Галактики.
29. Происхождение и эволюция звезд. Возраст галактик и звезд.
30.
Происхождение планет (возраст Земли и других тел Солнечной системы, основные
закономерности в Солнечной системе, первые космогонические гипотезы, современные
представления о происхождении планет).
31. Жизнь и разум во Вселенной (эволюция Вселенной и жизнь, проблема внеземных
цивилизаций).
2.3. Темы рефератов (докладов), проектов:
1. Астрология
2. Возраст (Земли, Солнца, Солнечной системы, Галактики, Метагалактики)
3. Вселенная
4. Галактика (Галактика, галактики)
5. Гелиоцентрическая система мира
6. Геоцентрическая система мира
7. Космонавтика (космонавт)
8. Магнитная буря
9. Метеор, Метеорит ,Метеорное тело, Метеорный дождь, Метеорный поток
10. Млечный Путь
11. Запуск искусственных небесных тел
12. Затмение (лунное, солнечное, в системах двойных звезд)
13. Корабль космический
14. Проблема «Солнце — Земля»
15. Созвездие (незаходящее, восходящее и заходящее, не восходящее, зодиакальное)
16. Солнечная система
17. Черная дыра (как предсказываемый теорией гипотетический объект, который
может образоваться на определенных стадиях эволюции звезд, звездных
скоплений, галактик)
18. Эволюция (Земли и планет, Солнца и звезд, метагалактик и Метагалактики)

Литература по учебной дисциплине.
Основные источники:
2. Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс:
учебник для общеобразоват. организаций – М.: Дрофа, 2021.
Дополнительные источники:
5. Чаругин В.М. Астрономия. Учебник для 10-11 классов. – М.: Просвещение, 2021.
6. Левитан Е.П. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник для
общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2018.
7. Куликовский П.С. Справ. любителя астрономии. -М. : Либроком, 2018.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.fipi.ru/;
2. http://www.astronet.ru;
3. http://www.sai.msu.ru;
4. http://www.izmiran.ru;
5. http://www.sai.msu.su/EAAS;
6. http://www.myastronomy.ru;
7. http://www.krugosvet.ru;

Министерство образования и науки Забайкальского края
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Шилкинский многопрофильный лицей»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов
по дисциплине: Астрономия

2022 г.

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов разработаны на основе
Примерной программы учебной дисциплины Астрономия

Организация-разработчик:
Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края
Государственное профессиональное образовательное учреждение «Шилкинский
многопрофильный лицей»

Автор:
Комарова Лариса Александровна, преподаватель ГПОУ «Шилкинский многопрофильный
лицей»

Содержание

Пояснительная записка
Тематика самостоятельной работы
Общие положения п внеаудиторной самостоятельной работе
Методические рекомендации по подготовке доклада
Информационное обеспечение методических рекомендаций

Пояснительная записка
Сегодня основные задачи профессионального образования, сводятся к подготовке
не просто квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда,
компетентного, ответственного, способного к эффективной работе на уровне мировых
стандартов, но и готового к постоянному профессиональному росту, социальной и
профессиональной
мобильности,
удовлетворению
потребности
в
получении
соответствующего образования. Решение этих задач невозможно без повышения роли
внеаудиторной самостоятельной работы учащихся над учебным материалом, усиления
ответственности преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы студентов,
за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой
активности и инициативы.
Внеаудиторную самостоятельную работу студентов можно рассматривать как этап
подготовки и перехода к целенаправленной научно-исследовательской работе. Широкое
привлечение студентов к хорошо организованной, методически продуманной научноисследовательской работе, тесно связанной с учебным процессом и профилем будущей
профессии, становится весьма эффективным средством улучшения качества и повышения
уровня их подготовки. Программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы. Место дисциплины в структуре основной
профессиональной образовательной программы: общеобразовательный цикл.
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины.
Освоение содержания учебной дисциплины Астрономия обеспечивает достижение
студентами следующих результатов:
Личностных:
Л1. Развитие пространственного мышления студентов;
Л2. Развитие интеллектуальных и творческих способностей студентов;
Л3. Воспитание убежденности в возможности познания природы;
Л4. Овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений
окружающего мира;
Л5. Умение самостоятельно добывать новые для себя знания, используя для этого
доступные источники информации;
Л6. Умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению
общих задач;
Л7. Умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку
уровня собственного интеллектуального развития;
Метапредметных:
М1. Применение основных методов познания (наблюдения, анализа и синтеза,
эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;
М2. Умение использовать различные источники для получения информации, оценивать
ее достоверность;
М3. Умение публично представлять результаты собственного исследования, вести
дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой
информации;
М4. Умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
М5. Умение анализировать и представлять информацию в различных видах.
Предметных:
П1. Формирование представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и
Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;
П2. Понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
П3. Владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и
закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и
символикой;

П4. Формирование представлений о значении астрономии в практической деятельности
человека и дальнейшем научно-техническом развитии;
П5. Осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического
пространства и развитии международного сотрудничества в этой области.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;
самостоятельной работы обучающегося 18 часов.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Наименование
разделов и тем

Объем
часов
на
аудито
рную
работу

Объем
часов
на
ВСР

8

5

8

4

Выполнение сообщений на тему:
«Метеор, Метеорит. Метеорное тело,
Метеорный дождь, Метеорный поток».
«Затмение (лунное, солнечное)»,
«Проблема «Солнце — Земля»»,
«Магнитная буря»

Проверка
докладов,
сообщений

Тема 3.
Солнце и
звезды.

10

4

Проверка
докладов,
сообщений

Тема 4.
Строение и
эволюция
Вселенной

6

5

Самостоятельная работа: Написание
докладов по теме: «Затмение»,
«Созвездие», «Черная дыра»
1.Выполнение сообщений по теме:
«Эволюция (Земли и планет, Солнца и
звезд, метагалактик и
Метагалактики)», «Возраст
(Галактики, Метагалактики)»
2.Выполнение индивидуальных
заданий.

36

18

Тема 1.
Строение
солнечной
системы

Тема 2.
Физическая
природа тел
солнечной
системы

Содержание внеаудиторной
самостоятельной работы

Выполнение индивидуальных заданий:
написание докладов, сообщений на
темы: «Возраст (Земли, Солнца,
Солнечной системы)», «
Гелиоцентрическая система мира»,
«Геоцентрическая система мира»,
«Космонавтика. Корабль
космический»

Вид
контроля

Проверка
докладов,
сообщений

Проверка
докладов,
сообщений

Общие положения по внеаудиторной самостоятельной работе
Внеаудиторная самостоятельная работа - планируемая учебная, учебноисследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во
внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без

его непосредственного участия (при частичном непосредственном участии преподавателя,
оставляющем ведущую роль за работой студентов).
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов в лицее является важным видом
учебной и исследовательской деятельности студентов. Обучение включает в себя две,
практически одинаковые по объему и взаимовлиянию части – процесса обучения и
процесса самообучения. Поэтому внеаудиторная самостоятельная работа студента должна
стать эффективной и целенаправленной работой.
Концепцией модернизации российского образования определены основные задачи
профессионального образования – «подготовка квалифицированного работника
соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда,
компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и
ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе
по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному
профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности».
Решение этих задач невозможно без повышения роли внеаудиторной
самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности
преподавателей за развитие навыков внеаудиторной самостоятельной работы, за
стимулирование профессионального роста студентов, воспитание творческой активности
и инициативы.
Целью внеаудиторной самостоятельной работы студентов является овладение
фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности
по профессии, опытом творческой, исследовательской деятельности. Внеаудиторная
самостоятельная работа обучающихся способствует развитию самостоятельности,
ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного
и профессионального уровня.
Задачами внеаудиторной самостоятельной работы студентов являются:
– систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и
практических умений студентов;
– углубление и расширение теоретических знаний;
– формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную
документацию и специальную литературу;
– развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой
инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
– формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию,
самосовершенствованию и самореализации;
– развитие исследовательских умений;
– использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных
занятий на семинарах, на практических занятиях, для эффективной подготовки к
итоговому зачету.
Основными видами внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся без
участия преподавателей являются:
– формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе
рекомендованной учебной литературы, включая информационные образовательные
ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.);
– подготовка к семинарам и практическим работам, их оформление;
– составление аннотированного списка статей из соответствующих журналов;
– подготовка рецензий на статью;
– выполнение микроисследований;
– текущий самоконтроль и контроль успеваемости на базе электронных
обучающих и аттестующих тестов.
Процесс организации самостоятельной работы обучающихся включает в себя
следующие этапы:

– подготовительный (определение целей, задач);
– основной (реализация самостоятельной работы, использование приемов поиска
информации, усвоения, переработки, применения, передачи знаний, фиксирование
результатов, самоорганизация процесса работы);
– заключительный (оценка значимости и анализ результатов, их систематизация,
оценка эффективности работы).
Методические рекомендации по подготовке доклада
Доклад – это устное выступление на заданную тему. В учебных заведениях время
доклада, как правило, составляет 5-15 минут.
Цели доклада:
1. Научиться убедительно и кратко излагать свои мысли в устной форме.
(Эффективно продавать свой интеллектуальный продукт).
2. Довести информацию до слушателя, установить контакт с аудиторией и получить обратную
связь.
План и содержание доклада
Важно при подготовке доклада учитывать три его фазы: мотивацию, убеждение, побуждение.
Критерии оценки:
Доклады выполняются на формате А4 в соответствии с методическими требованиями.
«Отлично» выставляется в случае, когда объем доклада составляет 5-6 страниц,
текст напечатан аккуратно, в соответствии с требованиями, полностью раскрыта тема
доклада, информация взята из нескольких источников, доклад написан грамотно, без ошибок.
«Хорошо» выставляется в случае, когда объем доклада составляет 4-5 страниц, текст
напечатан аккуратно, в соответствии с требованиями, встречаются небольшие опечатки,
полностью раскрыта тема доклада, информация взята из нескольких источников, реферат
написан грамотно. При защите доклада студент продемонстрировал хорошее знание
материала работы, приводил соответствующие доводы, но не смог дать полные развернутые
ответы на вопросы и привести соответствующие аргументы.
«Удовлетворительно» - в случае, когда объем доклада составляет менее 4 страниц,
текст напечатан неаккуратно, много опечаток, тема доклада раскрыта не полностью,
информация взята из одного источника, реферат написан с ошибками. При защите доклада
студент продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог привести
соответствующие доводы и аргументировать свои ответы.
« Неудовлетворительно» - в случае, когда объем доклада составляет менее 4 страниц,
текст напечатан неаккуратно, много опечаток, тема доклада не раскрыта, информация взята
из 1 источника, много ошибок в построении предложений. При защите доклада студент
продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог раскрыть тему не отвечал на
вопросы.
Информационное обеспечение методических рекомендаций:
Основные источники:
3. Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник
для общеобразоват. организаций – М.: Дрофа, 2021.
Дополнительные источники:
8. Чаругин В.М. Астрономия. Учебник для 10-11 классов. – М.: Просвещение, 2021.
9. Левитан Е.П. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник для общеобразовательных
организаций. – М.: Просвещение, 2018.
10. Куликовский П.С. Справ. любителя астрономии. -М. : Либроком, 2018.
Интернет-ресурсы:
8. http://www.fipi.ru/
9. http://www.astronet.ru
10. http://www.sai.msu.ru;
11. http://www.izmiran.ru;
12. http://www.sai.msu.su/EAAS.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».