История лицея
Кузница кадров для Забайкальской железной дороги
19.05.2025
Шилкинский
многопрофильный лицей берет свое начало с 1961 года. Учреждение основано с
целью подготовки квалифицированных кадров для Забайкальской железной дороги.
Главный корпус по улице Ленина был открыт в сентябре 1961 года. В феврале 1963
года состоялся первый выпуск квалифицированных кадров из стен училища. В 1975 году
построен второй корпус и общежитие.
В 1985 году
техническое училище № 1 переименовано в среднее профессионально -
техническое училище № 16 приказом Главного управления образования Администрации
Читинской области № 218 от 22 июня 1995 года. Приказом Управления начального
профессионального образования от 26 декабря 2002 года переименовано
в Государственное образовательное учреждение Начального профессионального
образования «Профессиональное училище № 16» (сокращенное наименование
ГОУ НПО «ПУ № 16»). Приказом Исполняющего обязанности
министра образования, науки и молодежной политики Забайкальского края № 853 от
11 сентября 2013 года учебное заведение переименовано в Государственное
профессиональное образовательное учреждение "Шилкинский многопрофильный
лицей". С первого июня 2016 года Чернышевское училище преобразовано в
филиал Шилкинского МПЛ.
Учебное
заведение подготовило для Забайкальской железной дороги около 15 тысяч
квалифицированных рабочих. С началом строительства БАМа выпускники группами
ехали трудится на стройку века. Сейчас студенческие стройотряды участвуют в
проекте БАМ 2.0 с целью увеличить пропускную способность Восточного полигона.
Выпускники внесли свой вклад в реализацию грандиозного проекта Электрификация
Забайкальской железной дороги (1971-1994 гг.). С 2011 года на дорогу стали
поступать трехсекционные грузовые магистральные электровозы серии «Ермак»
-3ЭС5К и маневровые тепловозы серии ТЭМ7А, студенты при прохождении практики
участвовали в обновлении локомотивного парка на Забайкальской железной дороге.
В
год образования «Технического училища № 1» пришла на работу преподаватель спецдисциплин
Вялых Людмила Яковлевна, много лет она посвятила любимому делу – работе с
будущими железнодорожниками.В 1977 г. за добросовестный труд Указом президиума Верховного
Совета РСФСР ей присвоено звание «Заслуженный учитель профтехобразования».В день
100-летия со дня рождения В.И.Ленина Вялых Л.Я. награждена юбилейной медалью
«За добросовестный труд».
В разные годы трудились в
учреждении профессионалы своего дела Перетягин Ю.С, Перетягина И.П., Косовкая
Л.И, Дельгас В.Э., Силкина Н.Ф.- все они награждены знаком «Отличник
профтехобразования СССР» за заслуги в области профессионально-технического
образования.
На стальных магистралях
страны трудились и продолжают трудится выпускники Шилкинкого лицея.
В 1970 году получил профессию «помощник
машиниста локомотива» Зеленков Василий Иванович и всю свою трудовую
деятельность посвятил железной дороге. В 2006 году назначен руководителемДепартамента
подвижного состава и безопасности движения в Дирекции Совета по
железнодорожному транспорту государств-участников Содружества независимых
государств. В 2009 награжденПочетной грамотой Совета по железнодорожному
транспорту государств-участников Содружества независимых государств «За
значительный вклад в координацию работы железнодорожного транспорта на
межгосударственном уровне и выработку согласованных принципов его деятельности,
укрепление сотрудничества и обеспечение эффективной работы железных дорог в
международном сообщении».За трудовые успехи
Василий Зеленков неоднократно отмечался ведомственными наградами, в их числе –
знак «Почетный железнодорожник», Медаль 100 лет Транссибу, Медаль ордена за
заслуги перед Отечеством II степени, именные
часы от Президента ОАО «РЖД».
Вся
трудовая жизнь связана с ШЧ-3 ст. Шилка выпускника ТУ№1 старшего электромеханика
СЦБ и связи Владимира Михайловича Алексеева. В производство внедрено более
тридцати его рационализаторских предложений, входил в число лучших
рационализаторов дистанции связи.За свой труд он награжден орденом «Трудового
Красного знамени», ему присвоено звание «Почетный железнодорожник».
Мурзин Анатолий Михайлович – выпускник 1974 года, машинист локомотива,
окончил Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта по
специальности «Инженер – механик тепловоза».С марта 1988 г. – заместитель
начальника Локомотивного депо Шилка по эксплуатации локомотивов в течение 12
лет. С 2004 по 2012 гг. – преподаватель в Школе машинистов в г. Чита. С 2012 по
2020 гг. – преподаватель ГПОУ «Шилкинский многопрофильный лицей». Эксперт
WorldSkills по компетенции «Управление локомотивом». Имеет звание «Ветеран
труда Российской Федерации».
СметанинСергей
Викторович - начальник вагонного депо Шилка до 2005 года, затем – заместитель
начальника вагоноремонтного депо Чита Забайкальской железной дороги филиала ОАО
«РЖД», главный инженер Пригородной пассажирской дирекции по настоящее время.
Турков Владимир Вениаминович –
выпускник 1984 года, машинист локомотива, машинист –инструктор, долгое время -
председатель ГЭК по профессии машинист локомотива в лицее. Награжден Знаком «30
лет безаварийной работы», имеет почетные грамоты и благодарности за многолетний
добросовестный труд.
Владимир
Павлович Готовский всю трудовую деятельность связал с локомотивном депо,
награжден почетной грамотой ОАО «РЖД».Он возглавлял в молодые годы комсомольскую
организацию предприятия. В 1973 году был избран депутатом Читинского областного
Совета народных депутатов. В конце 70-х годов стал работать машинистом —
инструктором, принял комсомольскую молодежную колонну. Он много лет посвятил
спорту, возглавлял волейбольную команду «Локомотив».В 2004 году получил звание
«Почетный гражданин города Шилки».
Наш
земляк Виктор Моряхин, достойно выполнивший свой интернациональный долг в
Афганистане, обучался в ПУ-16 в середине 80-х годов прошлого столетия. Виктор
успел получить профессию помощник машиниста, поработать в локомотивном депо. Он
погиб в Афганистане и предан земле в родной Шилке.
Шутов
Евгений Анатольевич - выпускник 1995 года, получил профессию«Помощник машиниста
локомотива». В 2004 году окончил Забайкальский институт железнодорожного
транспорта – филиал Иркутского государственного университета путей сообщения, квалификация
«Инженер путей сообщения». Свою трудовую деятельность начал со слесаря по
ремонту подвижного состава Шилкинского локомотивного депо. Работал помощником
машиниста, машинистом электровоза, машинистом-инструктором локомотивных
бригад.С 30 июня 2022 по 01 августа 2023 года – начальник пункта подмены
локомотивных бригад Шилка эксплуатационного локомотивного депо
Чернышевск-Забайкальский. Со 02 августа 2023 года по настоящее время работает
начальником эксплуатационного локомотивного депо Чернышевск-Забайкальский
Забайкальской дирекции тяги структурного подразделения дирекции тяги – филиала
ОАО «РЖД». За безупречный труд отмечен многочисленными благодарностями, Почётными
грамотами, знаком «За безаварийный пробег на локомотиве 500000 км»,
именнымичасами от начальника дороги.
Лицей
гордится выпускниками, которые достигли успехов в профессиональной
деятельности, своим трудом вписали славную страницу в историю Забайкальской
железной дороги и Шилкинского многопрофильного лицея и продолжают трудится на
благо нашего Отечества. Лицей и сегодня богат мастерами благородного
педагогического труда и студентами.