УМК Родная литература - адаптированная (1)

Министерство образования и науки Забайкальского края
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Шилкинский многопрофильный лицей»

АДАПТИРОВАННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
по дисциплине общеобразовательного цикла
УД 03. Родная литература
по профессии 43.01.09 Повар, кондитер

Составитель: Шахватова Лариса Михайловна

Рекомендован к утверждению МК
Протокол № 10 от 1 июня 2022 г
Председатель МК Семенова И.В.

Шилка, 2022 год

Адаптированный учебно-методический комплекс по дисциплине общеобразовательного
цикла ОУД 03 Родная литература разработан в соответствии с требованиями ФГОС среднего
общего образования, ФГОС среднего профессионального образования и профиля
профессионального образования к обязательному минимуму содержания и уровню
подготовки обучающихся-инвалидов и с ОВЗ по профессии естественно-научного профиля
43.01.09 Повар, кондитер.

Учебно-методический комплекс дисциплины рекомендован к утверждению
методической комиссией протокол № 10 от 1 июня 2022г

Составитель: Шахватова Лариса Михайловна

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Нормативная и учебно-методическая документация
1. Примерная программа УД
2. Адаптированная рабочая программа учебной дисциплины
3. Перечень оборудования кабинета
Учебно-информационные материалы (перечень):
1.
Учебники
2.
Учебные пособия
3.
Дополнительные источники
4.
Интернет –ресурсы
Учебно-методические материалы по УД (перечень)
1. Дидактические средства организации учебных занятий (перечень);
Комплект материалов фонда оценочных средств
1. Комплект контрольно-оценочных средств по дисциплине

Пояснительная записка
Адаптированный УМК общеобразовательной учебной дисциплины Родная литература
предназначен для изучения русского языка в профессиональных образовательных
организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в
пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе
основного общего образования при подготовке обучающихся-инвалидов и с ОВЗ по
профессии43.01.09 Повар, кондитер
УМК разработан на основе требований ФГОС среднего общего образования,
предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины
Родная литература, и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего
общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или
специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента
государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России
от 17.03.2015 № 06-259).
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: общеобразовательный цикл, из обязательной предметной области «Русский язык
и литература, родная литература, родной язык» ФГОС среднего общего образования для всех
профессий среднего профессионального образования естественнонаучного профиля.
Цели и задачи дисциплины. Требования к результатам освоения дисциплины:
Содержание программы учебной дисциплины Родная литература направлено на достижение
следующих целей и задач: формирование культуры читательского восприятия и достижение
читательской самостоятельности обучающихся, основанных на навыках анализа и
интерпретации литературных текстов. Стратегическая цель дисциплины– завершение
формирования, соответствующего возрастному и образовательному уровню обучающихся
отношения к чтению художественной литературы как к деятельности, имеющей личностную
и социальную ценность, как к средству самопознания и саморазвития. Изучение предметной
области "Родная литература» нацеливает обучающихся на нравственное осознание и
поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного поведения в
поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать
в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению.
В результате освоения дисциплины студент должен
уметь:
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по
истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система
образов, особенности композиции, изобразительно – выразительные средства языка,
художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять
его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать
конкретно – историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных
произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы;
соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
определять род и жанр произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;

выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы
литературного произношения;
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные
темы.
знать/понимать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей и поэтов ;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных
направлений;
основные теоретико-литературные понятия.

Нормативная и учебно-методическая документация
Адаптированная рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной
образовательной программы учебной дисциплины «Родная литература», рекомендованной
ФГАУ «ФИРО» Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 371 от
23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»

Министерство образования и науки Забайкальского края
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Шилкинский многопрофильный лицей»

АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД .03. Родная литература
Профессии 43.01.09 Повар, кондитер
(естественно-научный профиль)

2022г.

Адаптированная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессиям среднего
профессионального образования (далее – СПО) 43.01.09. Повар, кондитер.

Организация-разработчик:
государственное
профессиональное
учреждение «Шилкинский многопрофильный лицей».

образовательное

Разработчики:
1. Шахватова Л.М., преподаватель русского языка и родной литературы
«Шилкинский многопрофильный лицей».

ГПОУ

Лист актуализации программы

Дата
обновления

Содержание обновления

Ответственный за
обновление

2020г.

Программа действует с сентября Преподаватель
Шахватова Л.М.
2020 г.

2022 г

Обновлён
паспорт
учебной
дисциплины
Обновлена
литература,
информационный материал

2022 г.

Преподаватель
Л.М.Шахватова
Преподаватель
Л.М.Шахватова

Адаптированная рабочая программа разработана в соответствии с Рекомендациями по
организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных
программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с
учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и
получаемой профессии (письмо Департамента государственной политики в сфере
подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего
образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной
дисциплины «Родная литература» и в соответствии с Рекомендациями по организации
получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ
среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом
требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих
кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) Программа может
использоваться другими профессиональными образовательными организациями,
реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах
освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования

.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ АДАПТИРОВАННОЙ РАБОЧЕЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И
ДИСЦИПЛИНЫ

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ

ПАСПОРТ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Родная литература
1.1.Нормативные правовые основы разработки адаптированной программы
подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 43.01.09 Повар, кондитер
Нормативную правовую основу разработки адаптированной программы подготовки
квалифицированных рабочих, специалистов составляют:
- Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов
в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации";
- Государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта
2011 г. № 175;
- Порядок применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ, утвержденный приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 9 января 2014 г. № 2;
- Приказ Минтруда России от 19 ноября 2013 года № 685н "Об утверждении основных
требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства
инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности"
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 апреля 2014 г.,
регистрационный № 31801);
- требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц
с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных
организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса (письмо Департамента
подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки Российской
Федерации 18 марта 2014 г. № 06-281);
- Локальные нормативные акты, регулирующие инклюзивное обучение в ГПОУ
«Шилкинский многопрофильный лицей».

1.2.Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной
образовательной программы для профессий естественнонаучного профиля.
Программа учебной дисциплины предназначена для изучения родной литературы в
образовательных учреждениях, реализующих образовательную программу среднего общего
образования при подготовке квалифицированных рабочих в соответствии с ФГОС СПО по
профессиям естественнонаучного профиля на базовом уровне и рекомендациями по
организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных
программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с
учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и
получаемой профессии среднего профессионального
образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих
кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259)
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: дисциплина « Родная литература» входит в общеобразовательный цикл
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цель: приобщение обучающихся к богатствам родного фольклора, литературы и искусства;
формирование у студентов чувства уважения к традициям, культурным ценностям народа,
своей малой родины.
Освоение содержания учебной дисциплины «Родная литература» обеспечивает достижение
студентами следующих результатов:
личностных:
Л1.сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
Л2. сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
Л3. толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
Л4. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
Л5. эстетическое отношение к миру;
Л6. совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви
к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к
культурам других народов;
Л7. использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.;
метапредметных:
МП1.умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать
аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные
связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
МП2.умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее,
определять сферу своих интересов;

МП3. умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать,
использовать в самостоятельной деятельности
МП4. владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
предметных:
П1. сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других
культур, уважительного отношения к ним;
П2. сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений.
П3. владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной
речью;
П4. владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой,
основной и второстепенной информации;
П5. владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов, сочинений различных жанров;
П6. знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы,
их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование
национальной и мировой культуры;
П7.сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и
контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
П8. способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать
свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных
высказываниях;
П9. владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном
произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального
понимания;
П10.сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
Общими компетенциями:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к
различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для
выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами.
ОК 04. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты
антикоррупционного поведения.
ОК 05. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно
действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 06. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
1.4 Перечень общих компетенций, элементы которых формируются в рамках
дисциплины:
Шифр Наименование Дескрипторы (показатели
комп.
компетенций
сформированности)
Умения
Знания
ОК 01

Выбирать
способы
решения задач
профессионал

Распознавание сложных
проблемные ситуации в
различных контекстах.
Проведение анализа

Распознавать
задачу и/или
проблему в
профессиональном

Актуальный
профессиональн
ый и социальный
контекст, в

ОК 2

ьной
деятельности,
применительн
о к различным
контекстам.

сложных ситуаций при
решении задач
профессиональной
деятельности
Определение этапов
решения задачи.
Определение потребности
в информации
Осуществление
эффективного поиска.
Выделение всех
возможных источников
нужных ресурсов, в том
числе неочевидных.
Разработка детального
плана действий
Оценка рисков на каждом
шагу
Оценивает плюсы и
минусы полученного
результата, своего плана
и его реализации,
предлагает критерии
оценки и рекомендации
по улучшению плана.

Осуществлять
поиск, анализ
и
интерпретаци
ю
информации,
необходимой
для
выполнения
задач
профессионал
ьной
деятельности.

Планирование
информационного поиска
из широкого набора
источников,
необходимого для
выполнения
профессиональных задач
Проведение анализа
полученной информации,
выделяет в ней главные
аспекты.
Структурировать
отобранную информацию
в соответствии с
параметрами поиска;
Интерпретация
полученной информации
в контексте

и/или социальном
контексте;
Анализировать
задачу и/или
проблему и
выделять её
составные части;
Правильно
выявлять и
эффективно искать
информацию,
необходимую для
решения задачи
и/или проблемы;
Составить план
действия,
Определить
необходимые
ресурсы;
Владеть
актуальными
методами работы в
профессиональной
и смежных сферах;
Реализовать
составленный
план;
Оценивать
результат и
последствия своих
действий
(самостоятельно
или с помощью
наставника).
Определять задачи
поиска
информации
Определять
необходимые
источники
информации
Планировать
процесс поиска
Структурировать
получаемую
информацию
Выделять
наиболее значимое
в перечне
информации
Оценивать
практическую

котором
приходится
работать и жить;
Основные
источники
информации и
ресурсы для
решения задач и
проблем в
профессиональн
ом и/или
социальном
контексте.
Алгоритмы
выполнения
работ в
профессиональн
ой и смежных
областях;
Методы работы
в
профессиональн
ой и смежных
сферах.
Структура плана
для решения
задач
Порядок оценки
результатов
решения задач
профессиональн
ой деятельности
Номенклатура
информационны
х источников
применяемых в
профессиональн
ой деятельности
Приемы
структурировани
я информации
Формат
оформления
результатов
поиска
информации

профессиональной
деятельности

ОК 5

ОК 6

ОК 9

Осуществлять
устную и
письменную
коммуникаци
ю на
государственн
ом языке с
учетом
особенностей
социального и
культурного
контекста.
Проявлять
гражданскопатриотическу
ю позицию,
демонстриров
ать
осознанное
поведение на
основе
общечеловече
ских
ценностей.
Использовать
информацион
ные
технологии в
профессионал
ьной
деятельности.

Грамотно устно и
письменно излагать свои
мысли по
профессиональной
тематике на
государственном языке
Проявление
толерантность в рабочем
коллективе

значимость
результатов
поиска
Оформлять
результаты поиска
Излагать свои
мысли на
государственном
языке
Оформлять
документы

Особенности
социального и
культурного
контекста
Правила
оформления
документов.

Понимать значимость
своей профессии
(специальности)
Демонстрация поведения
на основе
общечеловеческих
ценностей.

Описывать
значимость своей
профессии
Презентовать
структуру
профессиональной
деятельности по
профессии
(специальности)

Сущность
гражданскопатриотической
позиции
Общечеловеческ
ие ценности
Правила
поведения в ходе
выполнения
профессиональн
ой деятельности

Применение средств
информатизации и
информационных
технологий для
реализации
профессиональной
деятельности

Применять средства
информационных
технологий для
решения
профессиональных
задач
Использовать
современное
программное
обеспечение

Современные
средства и
устройства
информатизации
Порядок их
применения и
программное
обеспечение в
профессиональной деятельности

1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 36 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

36

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:
Итоговая аттестация - дифференцированный зачет

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и
тем
Введение

Содержание учебного материала

Родная литература как национально-культурная ценность народа.

Раздел 1. Литература
(проза) Забайкалья

Объем
часов

Уровень
освоения

Коды
усвоенных
результатов

2

2

Л1-Л6, П1,
П2.ОК1,2

18

Тема 1.1. Фольклор

Содержание занятия
Особенности фольклора Забайкалья. Региональное своеобразие сказок
Забайкалья
Комментированное чтение сказок: «Богатырь Онон и красавица
Ингода», «Озеро Арей», «Река Читинка», «Вечная любовь: Верея и
Кручина»

2

1

Л1-Л6, П1,
П2, П4, П6
ОК 3,4

Тема 1.2
Деревенская проза.
Г. Г. Богданов «Богдановы из
Богданова»

Содержание занятия
Г. Г. Богданов «Богдановы из Богданова». Книга о забайкальской
деревне. Своеобразная дань памяти землякам
Комментированное чтение рассказов Г. Г. Богданова «Богдановы из
Богданова»

2

2

Л1-Л6,
К 5,6

Тема 1.3
Е. Е. Куренной «Осенняя
сухмень»

Содержание занятия
Е. Е. Куренной «Осенняя сухмень». Размышление о судьбе старинного
забайкальского села. Тема моральной ответственности человека перед
делом, которому служишь
Комментированное чтение повести Е. Е. Куренного «Осенняя
сухмень»

2

2

Л1-Л6, П4,
П8, П9, П10
ОК 1,3,5

Тема 1.4
Декабристы в Забайкалье.
В. С. Трухина «Изгнание»

Содержание занятия
В. С. Трухина «Изгнание» - роман- хроника. Города и остроги
Сибирской земли

2

2

П8, П8, П10,
МП2, МП3

Комментированное чтение романа В. С. Трухиной «Изгнание»
П8, П8, П10,
МП2, МП3,
ОК 06

Тема 1.5
Гражданская война в
Забайкалье.
В. И. Балябин «Забайкальцы»

Содержание занятия
В. И. Балябин «Забайкальцы»- широкое эпическое полотно,
посвященное сибирякам, потомкам отважных русских землепроходцев
Комментированное чтение отдельных глав романа В. И. Балябина
«Забайкальцы»

2

Тема 1.6
К. Ф. Седых «Даурия»

Содержание занятия:
К. Ф. Седых «Даурия». Увлекательное повествование о жизни
казачества от 1854 года до Гражданской войны
Комментированное чтение отдельных глав романа К. Ф. Седых
«Даурия»

2

Тема 1.7. Великая
Отечественная война в
произведениях забайкальских
писателей.
С. М. Зарубин «Трубка
снайпера»

Содержание занятия:
С. М. Зарубин. Сведения из биографии. «Трубка снайпера». Подвиг
скромного труженика войны. Документальная повесть о снайпере
Семене Номоконове.

2

1,2

ЛР 6,7
МП 2,3
ПР 7,ОК 06

Тема 1.8
Е. Е. Куренной «Поезд на
рассвете»

Содержание занятия
Е. Е. Куренной «Поезд на рассвете». Воспоминания военного детства
Комментированное чтение повести Е. Е. Куренного «Поезд на
рассвете»

1

1,2

П9,ОК 06

Тема 1.9 Человек и природа.
Г. Р. Граубин
«Четырехэтажная тайга»

Содержание занятия
Г. Р. Граубин «Четырехэтажная тайга». Популярное повествование о
чудесах сибирской природы, о жизни сибирского леса
Комментированное чтение повести Г. Р. Граубина «Четырехэтажная
тайга»

1

1,2

Л 2,3
МП 4
ОК 4, ОК 07

Тема 1.10
А. А. Черкасов

Содержание занятия
«Записки А. А. Черкасов «Записки сибирского охотника». Авантюрное

1

2

ЛР 6,7
МПР 2,3
ПР 7,ОК 06

Л 5,6
МП 2,3

сибирского охотника»

путешествие сибирского охотника. Животный мир Забайкалья
Комментированное чтение повести А. А. Черкасова «Записки
сибирского охотника»
Контрольная работа №1

Раздел 2
Поэзия Забайкалья

ПР 7,ОК 05

Л 5,6
МП 2,3 7,
ОК 07

1

16

Тема 2.1
Поэты Забайкалья

Обзор творчества поэтов Забайкалья( Е.Стефанович, Н.Ярославцев и
др.)

2

П1, П2, П9
ОК 04,ОК 5

Тема 2.2
Г. А. Головатый

Содержание занятия
Жизнь и творчество Г. А. Головатого. «Отдам стихам все время и
свободу»
Выразительное чтение стихотворения Г. А. Головатого « А у нас в
Забайкалье сопки малиновые…» наизусть

2

1,2

П1, П2, П9
ОК 04,ОК 5

Тема 2.3
М. Е. Вишняков

Содержание занятия
Жизнь и творчество М. Е. Вишнякова. Авторская песня
Комментированное чтение одного из стихотворений М. Е. Вишнякова
(по выбору)

2

1,2

П1, П2, П9
ОК 04,ОК 5

Тема 2.4
В. А. Вьюнов

Содержание занятия:
Жизнь и творчество В. А. Вьюнова. Стихи о Забайкалье
Письменный анализ стихотворения В. А. Вьюнова из сборника
«Вечерний свет» (по выбору)

2

1,2

П1, П2, П9
ОК 04,ОК 5

Тема 2.5
Б. Гармажапов

Содержание занятия:
Жизнь и творчество Б. Гармажапова. «Стихи мои- мои труды»
Комментированное чтение стихотворения Б. Грамажапова (по выбору)

2

1,2

П1, П2, П9
ОК 04,ОК 5

Тема 2.6

Содержание занятия

2

1,2

П1, П2, П9

Н. А. Муратова

Жизнь и творчество Н. А. Муратовой. «Дождаться журавлей»
Письменный анализ стихотворения Н. А. Муратовой (по выбору)

Тема 2.7
Л.П.Панасюк

Жизнь и творчество Л. П. Панасюк. Стихи о Чите и Забайкалье
Выразительное чтение стихотворения Л. П. «Отдам стихам все время
и свободу». Выразительное чтение стихотворения Л.П.Панасюк
наизусть (по выбору)

2

1,2

П1, П2, П9
ОК 04,ОК 5

Тема 2.8
А. Бабожен

Содержание занятия:
Уровень усвоения
Жизнь и творчество А. Бабожена. Сведения из биографии. «Любви
хрустальный свет». Чтение и анализ стихотворений.

2

1,2

П1, П2, П9
ОК 04,ОК 5

Всего:

ОК 04,ОК 5

36ч.

3. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета литературы.
Оборудование учебного кабинета:

посадочные места по количеству обучающихся;

рабочее место преподавателя;

комплект учебно-наглядных пособий;

комплект видео и аудиоматериалов;
Технические средства обучения:

Ноутбук с лицензионным программным обеспечением;

телевизор
доска;

Для каждого обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными
возможностями здоровья обеспечен доступ к информационным и библиографическим
ресурсам в сети Интернет. Каждому обучающемуся инвалиду или обучающемуся с
ограниченными возможностями здоровья представлены не менее чем одно учебное,
методическое печатное и/или электронное издание по каждой дисциплине,
междисциплинарному курсу, профессиональному модулю в формах, адаптированных к
ограничениям их здоровья и восприятия (включая электронные базы периодических
изданий). Так для лиц с нарушениями слуха:
 - в печатной форме;
 - в форме электронного документа.
3.2. Информационное обеспечение обучения:
мультимедийные обучающие программы по основным разделам литературы;
мультимедийные контролирующие программы по всем разделам курса литературы.
Основные источники:
1. Обернихина Г.А. Литература: учебник для начального и среднего профессионального
образования часть 1 и 2 под редакцией Обернихиной Г.А., М., «Академия»,2021г
2. Лебедев, Ю. В. Русская литература 19 века [Текст]: учебн. пособие Лебедев. – М.:
2020.-315 с.
3.Журавлев , В. П. Русская литература 20 века [Текст]: учебн. Пособие/ В. П. Журавлев. –
М.: 2020.-385 с.
Дополнительные источники:
Левашов, В. С. Региональные особенности русского фольклора Забайкалья [Текст]. – Чита,
2016.- 346 с.
Богданов, Г. Г. Богдановы из Богданова [Текст]: – Чита: Экспресс-издательство, 2017.- 168 с.
Куренной, Е. Е. Осенняя сухмень [Текст]:–Иркутск: Восточносибирское книгоиздательство,
2016.- 399 с.
Трухина, В. С. Поселение [Текст]:- Чита, 2015. – 600 с.
Зарубин, С.М. Трубка снайпера [Текст]: Иркутск: Восточносибирское книгоиздательство,
2016.
Куренной, Е. Е. Поезд на рассвете [Текст]: М.: Современник, 2015.-384
Граубин, Г. Р. Четырехэтажная тайга [Текст].: Иркутск: Восточносибирское
книгоиздательство, 2016.- 498
Черкасов, А. А. Записки сибирского охотника [Текст].: Иркутск: Восточносибирское
книгоиздательство, 2017
Интернет – ресурсы:
https://infourok.ru/

https://foxford.ru/
https://www.xn--d1abkefqip0a2f.xn--p1ai/
www.stihi.ru

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе проведения текущего контроля знаний, осуществляемого в виде тестирования, в
форме устного и письменного опросов по контрольным вопросам соответствующих
разделов, в ходе выполнения обучающимися индивидуальных заданий (доклады, рефераты).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен продемонстрировать
предметные результаты освоения учебной дисциплины «Родная литература»:
Коды формируемых
компетенций и
результатов обучения

ПК 1

ПК 2

ПК 3

владение навыками
самоанализа и
самооценки на основе
наблюдений за
собственной речью;
умением анализировать
текст с точки зрения
наличия в нем явной и
скрытой, основной и
второстепенной
информации; умением
представлять тексты в
виде тезисов,
конспектов, аннотаций,
рефератов, сочинений
различных жанров;
способность выявлять в
художественных
текстах образы, темы и
проблемы и выражать
свое отношение к теме,
проблеме текста в
развернутых
аргументированных
устных и письменных
высказываниях;

владение навыками
анализа текста с учетом

Критерии оценки

Формы и
методы
контроля

Перечень критериев оценки
сочинения:
-знание художественного текста40 б.
-соответствие теме-20 б.
-аргументация, привлечение
дополнительного материала-10 б.
-композиция и логика
рассуждения10 б.
-качество письменной речи-10 б.
-грамотность-10 б.
Итого:100 б

Оценка
написания
сочинениярассуждения

Перечень критериев оценки
устных и письменных
сообщений:
- глубокое и полное овладение
содержанием учебного материала
40 б.
- умение решать практические
задачи 20 б.
- формулировать и обосновывать
свою точку зрения 20 б.
- грамотное, логическое
изложение ответа 10 б.
- качественное внешнее
оформление 10 б.
Итого:100 б.
Перечень критериев оценки
контрольной работы:

Оценка
выполнения и
защиты:
сообщений,
составлений
собственного
текста.

Оценка
выполнения и

ПК 4

их стилистической и
жанрово родовой
специфики; осознание
художественной
картины жизни,
созданной в
литературном
произведении, в
единстве
эмоционального
личностного
восприятия и
интеллектуального
понимания;
сформированность
устойчивого интереса к
чтению как средству
познания других
культур, уважительного
отношения к ним;
сформированность
навыков различных
видов анализа
литературных
произведений;

- глубокое и полное овладение
содержанием учебного материала
40 б.
- умение решать практические
задачи 20 б.
- формулировать и обосновывать
свою точку зрения 20 б.
- грамотное, логическое
изложение ответа 10 б.
- качественное внешнее
оформление 10 б.
Итого:100 б.

защиты
презентаций;

1. Перечень
критериев
оценки
анализа
художественного
произведения:
2. -понимание
произведения
как «сложно построенного
смысла» последовательное и
адекватное раскрытие этого
смысла в динамике, через
конкретные
наблюдения,
сделанные по тексту-25 б.
3. -композиционная стройность
работы,
логичность
и
связность,
оправданность
общей структуры текста,
соответствие
замысла
и
воплощения, жанра и стиля,
уместность цитат и отсылок к
тексту
4. -20 б.
5. владение
теоретиколитературным понятийным
аппаратом,
умение
определять функции тех или
иных литературных приемов,
использовать
термины
корректно, точно и только в
тех случаях, когда это
необходимо,
без
искусственного усложнения
текста работы-10 б.
-точность выбора языковых
средств для выражения мысли-25
б.
-общая языковая и речевая
грамотность (отсутствие речевых,
грамматических ошибок)-20 б.
Итого:100 б.

Оценка
выполнения и
защиты:
устные ответы
при полном
анализе
литературных
произведений

ПК 5

ПК 6

ПК 7

владение навыками
самоанализа и
самооценки на основе
наблюдений за
собственной речью;
владение умением
анализировать текст с
точки зрения наличия в
нем явной и скрытой,
основной и
второстепенной
информации, владение
умением представлять
тексты в виде тезисов,
конспектов, аннотаций,
, сочинений различных
жанров

Перечень критериев оценки
докладов, проекта:
- умение сформулировать цель и
задачи работы 9 б.
- умение работать с научной
литературой (полнота научного
обзора, грамотность цитирования)
9 б.
- Полнота и логичность раскрытия
темы 9 б.
- Степень самостоятельности
мышления 9 б.
- Корректность выводов – 8 б.
- Реальная новизна работы -8 б.
- Трудоемкость работы 14 б.
- Культура оформления текста
(соответствие требованиям
оформления, стилистика
изложения, грамотность) 14 б.
- Эрудированность автора в
рассматриваемой
области(владение материалом,
терминологией, знакомство с
современным состоянием
проблемы) 6 б.
- Качество ответов на вопросы
(полнота, аргументированность,
умение реагировать на критику,
готовность к дискуссии) 14 б.
Итого:100 б.
- знание содержания
Перечень критериев оценки
произведений родной и контрольной работы:
мировой классической
- глубокое и полное овладение
литературы, их
содержанием учебного материала
историко-культурного
40 б.
и нравственно- умение решать практические
ценностного влияния
задачи 20 б.
на формирование
- формулировать и обосновывать
национальной и
свою точку зрения 20 б.
мировой культуры
- грамотное, логическое
изложение ответа 10 б.
- качественное внешнее
оформление 10 б.
Итого:100 б.
сформированность
Перечень критериев оценки
умений учитывать
докладов, проекта:
исторический,
- умение сформулировать цель и
историко-культурный
задачи работы 9 б.
контекст и контекст
- Умение работать с научной
творчества писателя в
литературой (полнота научного
процессе анализа
обзора, грамотность цитирования)
художественного
9 б.

Оценка
выполнения и
защиты
анализа
стихотворений;
ВСР –
докладов,
проекта

Оценка
выполнения и
защиты
сообщений
ВСР –
докладов,
презентаций

Оценка
выполнения и
защиты
сообщений,
анализа
произведения.
ВСР –
докладов,

произведения
способность выявлять в
художественных
текстах образы, темы и
проблемы и выражать
свое отношение к ним в
развернутых
аргументированных
устных и письменных
высказываниях;

ПК 8

владение навыками
анализа
художественных
произведений с учетом
их жанрово-родовой
специфики; осознание
художественной
картины жизни,
созданной в
литературном
произведении, в
единстве
эмоционального
личностного
восприятия и
интеллектуального
понимания;
сформированность
представлений о
системе стилей языка
родной
художественной
литературы

- Полнота и логичность раскрытия
темы 9 б.
- Степень самостоятельности
мышления 9 б.
- Корректность выводов – 8 б.
- Реальная новизна работы -8 б.
- Трудоемкость работы 14 б.
- Культура оформления текста
(соответствие требованиям
оформления, стилистика
изложения, грамотность) 14 б.
- Эрудированность автора в
рассматриваемой
области(владение материалом,
терминологией, знакомство с
современным состоянием
проблемы) 6 б.
- Качество ответов на вопросы
(полнота, аргументированность,
умение реагировать на критику,
готовность к дискуссии) 14 б.
Итого:100 б.
- наблюдение за навыками работы
в глобальных, корпоративных и
локальных информационных
сетях. -20 б.
- владение навыками
познавательной,
учебноисследовательской и
проектной деятельности,
навыками разрешения проблем-30
б.
- способность и готовность к
самостоятельному поиску методов
решения практических задач,
применению различных методов
познания30 б.
- умение оценивать свою
собственную деятельность,
анализировать и делать
правильные выводы-20 б.
Итого:100 б.

проекта;
практических
работ.

Оценка
выполнения и
защиты:
рефератов,
докладов,
проектов,
использование
электронных
источников в
ВСР.

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего
контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент
результативности
(правильных ответов)
90 ÷ 100
80 ÷ 89
70 ÷ 79
менее 70

Качественная оценка индивидуальных
образовательных достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
5
отлично
4
хорошо
3
удовлетворительно
2
неудовлетворительно

На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок
индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется
интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций
как результатов освоения учебной дисциплины.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА
УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
№п\п Введение
1.

Литература (проза)
Забайкалья

2.

Поэзия Забайкалья

Участие в беседе, ответы на вопросы; чтение
Конспектирование; чтение; комментированное чтение;
подготовка сообщений и докладов; самостоятельная работа с
источниками информации (дополнительная литература,
энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники);
устные и письменные ответы на вопросы; участие в беседе;
аналитическая работа с текстами художественных
произведений и критических статей; написание различных
видов планов; реферирование; участие в беседе; работа с
иллюстративным материалом; написание сочинения;
редактирование текста; реферирование текста; проектная и
учебно-исследовательская работа; подготовка к семинару (в
том числе подготовка компьютерных презентаций);
самооценивание и взаимооценивание. Самостоятельная
аналитическая работа с текстами художественных
произведений, аннотирование; подготовка докладов и
сообщений.
Чтение и комментированное чтение; выразительное чтение и
чтение наизусть; участие в беседе; самостоятельная работа с
поэтическими текстами ; аналитическая работа с текстами
стихотворений; составление тезисного плана выступления и
сочинения; подготовка сообщения; публичное выступление.
работа с иллюстративным материалом; проектная и учебноисследовательская работа

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность
предметных результатов, но и развитие личностных и метапредметных результатов обучения.
Результаты
Формы и методы
Основные показатели оценки результата
(личностные и метапредметные)
контроля и оценки
Личностные результаты:
Овладение логическими действиями сравнения,
-определение общей цели и путей её
Интерпретация
анализа, синтеза, обобщения, классификации по
достижения;
результатов наблюдений
родовидовым признакам, установления
- умение договариваться о распределении
за деятельностью
аналогий и причинноследственных связей,
функций и ролей в совместной деятельности;
обучающегося в процессе
построения рассуждений,
- осуществление взаимный контроль в
освоения образовательной
отнесения к известным понятиям.
совместной деятельности;
программы
- адекватное оценивание собственного
поведения и поведения окружающих.
- сформированность основ саморазвития и
- демонстрация сформированности
Интерпретация
самовоспитания в соответствии с общечеловеческими мировоззрения, отвечающего современным
результатов наблюдений
ценностями и идеалами гражданского общества;
реалиям;
за деятельностью
готовность и способность к самостоятельной,
- проявление общественного сознания;
обучающегося в процессе
творческой и ответственной деятельности;
- воспитанность и тактичность;
освоения образовательной
- толерантное сознание и поведение в
- демонстрация готовности к самостоятельной,
программы. Успешное
поликультурном мире, готовность и способность
творческой деятельности
прохождение учебной
вести диалог с другими людьми, достигать в нем
- взаимодействие с обучающимися,
практики.
взаимопонимания, находить общие цели и
преподавателями и мастерами в ходе обучения;
Участие в коллективных
сотрудничать для их достижения;
- сотрудничество со сверстниками и
мероприятиях,
преподавателями при выполнении различного
проводимых на различных
рода деятельности
уровнях
- эстетическое отношение к миру;
- проявление активной жизненной позиции;
Интерпретация
- совершенствование духовно-нравственных качеств
- проявление уважения к национальным и
результатов наблюдений
личности, воспитание чувства любви к
культурным традициям народов РФ;
за деятельностью
многонациональному Отечеству, уважительного
- умение ценить прекрасное; уважение
обучающегося в процессе
отношения к русской литературе, культурам других
общечеловеческих и демократических
освоения образовательной
народов;
ценностей
программы.
- использование для решения познавательных и
Своевременность
коммуникативных задач различных источников
постановки на воинский
информации (словарей, энциклопедий, интернетучет

ресурсов и др.);
- готовность и способность к образованию, в том
числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;

Проведение воинских
сборов
- эффективный поиск необходимой информации;
- использование различных источников
информации, включая электронные;
- демонстрация способности самостоятельно
использовать необходимую информацию для
выполнения поставленных учебных задач;
- соблюдение техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности

Метапредметные результаты.
- организация самостоятельных занятий в ходе
изучения общеобразовательных дисциплин;
- умение планировать собственную
деятельность;
- осуществление контроля и корректировки
своей деятельности;
- использование различных ресурсов для
достижения поставленных целей
- умение самостоятельно организовывать
-демонстрация коммуникативных способностей;
собственную деятельность, оценивать ее, определять -готовность слушать собеседника и вести
сферу своих интересов;
диалог, признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь
- умение работать с художественными текстами и
свою, излагать своё мнение и аргументировать
разными источниками информации, находить ее,
свою точку зрения и оценки событий.
анализировать, использовать в самостоятельной
деятельности;
- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу,
структурировать материал, подбирать аргументы для
подтверждения собственной позиции, выделять
причинно-следственные связи в устных и
письменных высказываниях, формулировать выводы;

Подготовка рефератов,
докладов,
проектирование,
использование
электронных источников.
Наблюдение за навыками
работы в глобальных,
корпоративных и
локальных
информационных сетях.
Контроль графика
выполнения
индивидуальной
самостоятельной работы
обучающегося; открытые
защиты проектных работ
Наблюдение за ролью
обучающегося в группе;
портфолио.

- владение навыками познавательной, учебноисследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных
методов познания.

- демонстрация способностей к учебноисследовательской и проектной деятельности;
- использование различных методов решения
практических задач.

Семинары
Учебно-практические
конференции
Конкурсы
Олимпиады
Защита проектов

Учебно-информационные материалы (перечень):
3.2. Информационное обеспечение обучения:
мультимедийные обучающие программы по основным разделам литературы;
мультимедийные контролирующие программы по всем разделам курса литературы.
Основные источники:
1. Обернихина Г.А. Литература: учебник для начального и среднего профессионального
образования часть 1 и 2 под редакцией Обернихиной Г.А., М., «Академия»,2021г
2. Лебедев, Ю. В. Русская литература 19 века [Текст]: учебн. пособие Лебедев. – М.: 2020.315 с.
3.Журавлев , В. П. Русская литература 20 века [Текст]: учебн. Пособие/ В. П. Журавлев. – М.:
2020.-385 с.
Дополнительные источники:
Левашов, В. С. Региональные особенности русского фольклора Забайкалья [Текст]. – Чита,
2016.- 346 с.
Богданов, Г. Г. Богдановы из Богданова [Текст]: – Чита: Экспресс-издательство, 2017.- 168 с.
Куренной, Е. Е. Осенняя сухмень [Текст]:–Иркутск: Восточносибирское книгоиздательство,
2016.- 399 с.
Трухина, В. С. Поселение [Текст]:- Чита, 2015. – 600 с.
Зарубин, С.М. Трубка снайпера [Текст]: Иркутск: Восточносибирское книгоиздательство,
2016.
Куренной, Е. Е. Поезд на рассвете [Текст]: М.: Современник, 2015.-384
Граубин, Г. Р. Четырехэтажная тайга [Текст].: Иркутск: Восточносибирское
книгоиздательство, 2016.- 498
Черкасов, А. А. Записки сибирского охотника [Текст].: Иркутск: Восточносибирское
книгоиздательство, 2017
Интернет – ресурсы:
https://infourok.ru/
https://foxford.ru/
https://www.xn--d1abkefqip0a2f.xn--p1ai/
www.stihi.ru
Учебно-методические материалы по УД (перечень)
Дидактические средства организации учебных занятий (перечень);
1.Художественные тексты изучаемых произведений
2. Презентации:
1. Писатели и поэты Забайкалья
2. Г.Г.Граубин
3. Поэзия Забайкалья
4. В.И. Балябин
3.Документальный фильм о В.С. Трухиной (ГТРК 2019 г.)
4.Документальный фильм об О.Димове (ГТРК 2013 г.)
5.Презентация о Г.Г. Граубине
6. Кадры художественных фильмов «Снайпер.Тунгус»(реж. О.Феснко, 2012 г.,«Даурия»(
реж.Ю.Соломин, 1979 г.)
7.https://kulturologia.ru/blogs/161216/32645/ Статья «Сибирский шаман».
8.Диск о творчестве М.Вишнякова «Он сын твой, Россия!»
9..Записи песен на стихи А.Бабожена из поэтического сборника «Любви хрустальный свет»

Министерство образования и науки Забайкальского края
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Шилкинский многопрофильный лицей»

Комплект
контрольно-оценочных средств
по учебной дисциплине
Родная литература
для естественнонаучного
профиля

2022 год

Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального
государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) среднего общего образования с
учетом профиля получаемого профессионального образования.
Разработчик(и):
ГПОУ «Шилкинский МПЛ»

преподаватели

Л.М. Шахватова

Одобрено на заседании методической комиссии общеобразовательных дисциплин
Протокол № 10 от 1 июня 2022г.

1.Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
1.1. Область применения:
Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для проверки результатов освоения
дисциплины «Родная литература» основной профессиональной образовательной программы
по профессиям СПО.
Комплект контрольно-оценочных средств позволяет оценивать следующие результаты:
Личностные:
Л1.Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
Л2. Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
Л3. Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
Л4. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
Л5. Эстетическое отношение к миру;
Л6. Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви
к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к
культурам других народов;
Л7. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.;
метапредметные:
МП1.Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать
аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные
связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
МП2.Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее,
определять сферу своих интересов;
МП3. Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать,
использовать в самостоятельной деятельности
МП4. Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
предметные:
П1. Сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других
культур, уважительного отношения к ним;
П2. Сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений.
П3. Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной
речью;
П4. Владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой,
основной и второстепенной информации;
П5. Владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов, сочинений различных жанров;
П6. Знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы,
их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование
национальной и мировой культуры;
П7.Сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и
контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

П8. Способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать
свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных
высказываниях;
П9. Владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном
произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального
понимания;
П10.Сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
Способствовать освоению общих компетенций:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности,
применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для
выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять
стандарты антикоррупционного поведения.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном языке.
1.2. Система контроля и оценки освоения программы дисциплины
В соответствии с учебным планом формой итоговой аттестации является
дифференцированный зачёт
1.2.1. Формы промежуточной аттестации по ОПОП при освоении программы
дисциплины
Наименование дисциплины
Формы промежуточного контроля и
итоговой аттестации
1
2
Родная литература
дифференцированный зачёт.
1.2.2. Организация контроля и оценки освоения программы дисциплины
С целью контроля и оценки результатов подготовки и учёта индивидуальных
образовательных достижений обучающихся применяются:
 текущий контроль
 итоговый контроль
Текущий контроль результатов подготовки осуществляется преподавателем в процессе
проведения практических занятий, проверочных работ, а также выполнения индивидуальных
домашних заданий или в режиме тестирования.
Итоговый контроль результатов
подготовки обучающихся осуществляется в форме дифференцированного зачёта.
Освоенные УД
1

№ заданий
для проверки
3

Л.1, 2, 3
П.1, 7.
МП.1, 4, 5
ОК 2,3,6,7.
Л.2, 4, 6
П.2
МП.1, 2, 5
ОК 2,3,4,6,7

Раздел 1. Проза литературы Забайкалья
Зд 1 Контрольная работа №1поо теме «Проза Забайкалья»
Раздел 2. Поэзия Забайкалья.
Зд 2Контрольная работа№2 по теме «Поэзия Забайкалья».

II. Комплект материалов для оценки сформированности компетенций
Задание № 1
Контрольная работа №1 по теме «Проза Забайкалья»
Проверяемые результаты: Л.1, 2, 3, П.1, 7, МП.1, 4, 5К 1,2,3,7,8
См. Типовые задания ниже
Задание №2
Контрольная работа №2 по теме «Поэзия Забайкалья»
Проверяемые результаты: Л.1, 2, 3, П.1, 7, МП.1, 4, 5 ОК 1,2,3,7,8
См.Типовые задания ниже
2. Формы и методы оценивания
Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС по дисциплине
«Родная литература», направленные на реализацию программы общего образования, на
формирование общих и профессиональных компетенций. На уроках литературы
используются многообразные формы письменного и устного контроля.
Для проверки усвоения и понимания идейно-художественного содержания произведения в
качестве промежуточного контроля целесообразно использование индивидуально-групповой
работы учащихся с карточками, содержащими вопросы и задания для самостоятельной
работы на уроке. Вопросы в карточках предусматривают отбор отдельных эпизодов,
компоновки их с целью анализа текста. Выполнение заданий предполагает несложные (на
первом этапе) рассуждения учащихся, формирование оценочных суждений. Одни и вопросы
и задания выявляют знание содержания произведения, подводят к пониманию роли
отдельных деталей, а через них — к пониманию позиции автора в целом. Другие
ориентируют на элементарный анализ эпизода, фрагмента произведения, где необходимо
домыслить, оценить рассказанное автором с опорой на воображение, обобщение. Третьи
предназначены для повторения, самопроверки, для формирования умения самостоятельно
сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
Карточки-информаторы, включающие дополнительную историко-культурную информацию,
призваны расширить кругозор, облегчить усвоение произведения, теоретических понятий.
Часть карточек-информаторов содержит мемуарные фрагменты (отрывки из писем,
дневников писателя, из воспоминаний современников), а также выдержки из критических
статей. Они помогут полнее представить эпоху, в которую жил писатель, историю создания
анализируемых произведений. Карточки-информаторы являются органическим дополнением
карточек, содержащих вопросы и задания для самостоятельной работы. Их функция —
восполнение недостающих знаний, помощь при работе с карточками для самостоятельной
работы
Наличие обучающихся с высоким уровнем подготовленности предполагает выполнение
индивидуальных, более сложных по объему и содержанию заданий исследовательского
характера. Задания исследовательского характера целесообразно давать на урокахпрактикумах, обобщающих и контрольных уроках по теме.

Очень популярным видом проверочной работы стало тестирование, которое в удобной для
проверки форме даст возможность выявить и знание фактов биографии, творчества писателя,
и знание текстов и умение анализировать. Тестирование можно проводить и в качестве
итоговой работы во всему материалу изучаемой темы, а также в качестве небольшой
проверочной работы по какой-то проблеме. Отрицательной стороной тестирования можно
признать то, что эта работа не всегда объективно отражает уровень знаний обучающегося.
Но такой тип работы интересен прежде всего для обучающихся.
Интерпретация текста художественного произведения как вид контроля целесообразно дать
на завершающей стадии изучения произведения. Данный тип работы носит универсальный
характер и преследует различные учебные цели: во-первых, обучает чтению и пониманию
литературно-критических и литературоведческих текстов, во-вторых, формирует умение ими
пользоваться, в-третьих, учит критически осмыслять чужие интерпретации художественных
произведений и аргументированию высказывать собственную точку зрения, в-четвертых,
развивает навыки письменной монологической речи обучающихся, умение писать в жанре
критической статьи. Работа может носить фронтальный, индивидуальный или групповой
характер, исходя из особенностей группы, интересов, склонностей обучающихся.
3.Критерии оценивания
3.1. Оценка устных ответов обучающихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний обучащихся по
дисциплине. Развернутый ответ должен представлять собой связное, логически
последовательное сообщение на определенную тему, показывать умение применять
определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа обучающегося надо руководствоваться следующими критериями:
полнота и правильность ответа;
степень осознанности, понимания изученного;
языковое оформление ответа.
Оценка
«5» ставится, если
обучающийся:
1) полно
излагает
изученный
материал, дает правильные определения языковых понятий; 2) обнаруживает понимание
материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести
необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3)
излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, удовлетворяющий тем же
требованиям, что для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1
— 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание
основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности
в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и
доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал
непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка
«2» ставится, если
обучающийся
обнаруживает
незнание
большей
части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке
определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает
материал.

Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке обучающегося, которые являются
серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «2» ставится, если
непонимание материала.

обучающийся

обнаруживает

полное

незнание

или

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на
проверку подготовки обучающегося отводится определенное время), но и за
рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных обучающимся на протяжении
урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только
заслушивались ответы обучающегося, но и осуществлялась проверка его умения применять
знания на практике.
3.2. Оценка письменных работ
Творческая работа — основная форма проверки умения правильно и последовательно
излагать мысли, уровня речевой подготовки обучающегося.
С помощью сочинений проверяются:
-знание художественного произведения;
- умение раскрывать тему;
-умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей
высказывания;
-соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое
оформление, вторая - за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных
и языковых норм
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
-соответствие работы ученика теме и основной мысли;
-полнота раскрытия темы;
-правильность фактического материала;
-последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
-разнообразие словаря и грамматического строя речи;
-стилевое единство и выразительность речи;
-число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных ошибок - орфографических,
пунктуационных и грамматических.
Основные критерии оценки
Оценка «5»
Содержание и речь
Содержание работы полностью соответствует теме.
Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических
конструкций, точностью словоупотребления.
Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 — 2 речевых недочета.
Грамотность
Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
Оценка «4»
Содержание и речь

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от
темы).
Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом, в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 — 4 речевых
недочетов.
Грамотность '
Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3
пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических
ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
Оценка «3»
Содержание и речь
В работе допущены существенные отклонения от темы.
Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
Беден словарь, и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается
неправильное словоупотребление.
Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Грамотность.
Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические
ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии
орфографических ошибок.
Контрольная работа (состоит из тестовых заданий по изученной темеи 3 ответа на
проблемный вопрос (на выбор обучающегося)
Высокий уровень (Отметка «5») ставится за правильное выполнение 100% заданий
и ответ на три из проблемных вопросов, обнаруживающий прочные знания и глубокое
понимание текста изучаемого произведения, стройный по композиции, логичный и
последовательный в изложении мыслей; написанный правильным литературным языком и
стилистически соответствующий содержанию.
Повышенный уровень (Отметка «4»)ставится за правильное выполнение 90%
заданий тестовой части и ответ на три из проблемных вопросов, достаточно полно и
убедительно раскрывающий тему, обнаруживающий хорошее знание литературного
материала, а также делать выводы и обобщения;
логичное и последовательное изложение содержания; написанный правильным
литературным языком, стилистически соответствующий содержанию. Допускаются две-три
неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трехчетырех речевых недочетов.
Базовый уровень (Отметка «3») ставится за правильное выполнение 65%- 90% заданий
тестовой части, ответ на один из проблемных вопросов.
Низкий уровень (Отметка «2») ставится за правильное выполнение менее 65% заданий
тестовой части и неверные ответы на проблемные вопросы.
3.3. Оценка устного выступления
I Оценка содержательной стороны выступления: - 5 баллов.
Понравилось ли выступление.
Соответствует ли оно заявленной теме.
Интересно выступление и не слишком ли оно длинное.
Установлен ли контакт с аудиторией.
Продуман ли план.

Весь ли материал относится к теме.
Примеры, статистика.
Используются ли наглядные средства.
Формулировка задач или призыв к действию.
Вдохновило ли выступление слушателей.
Оценка культуры речи выступающего. - 3 балла.
Соответствует ли речь нормам современного русского языка.
Какие ошибки были допущены.
Можно ли речь охарактеризовать как ясную, точную, краткую, богатую.
III Оценка ораторской манеры выступления.- 2 балла.
Манера держаться
Жесты, мимика.
Контакт с аудиторией.
Звучание голоса, тон голоса.
Темп речи.
Пожелания выступающему.
Максимум за выступление - 10 баллов.
«5» ( отлично)- до 9 баллов
«4» (хорошо)- до 7 баллов
«3» (удовлетворительно)- до 5 баллов
«2» (неудовлетворительно)- менее 5 баллов
Типовые задания
Контрольная работа №1
по разделу «Литература Забайкалья»
Цель контроля: Проверить знания содержания изученных литературных произведений и
основных фактов жизни и творчества писателей Забайкалья, знания основных
закономерностей историко-литературного процесса и теоретико – литературных понятий.
Проблемные вопросы:
1.Какова история формирования фольклора Забайкалья? Назовите его основные
черты.
2.Назовите фамилию первого ссыльного в Забайкалье, первооткрывателя
забайкальской темы в русской литературе. Дать краткую характеристику.
3.Какими именами забайкальских авторов и в каких произведениях представлена
деревенская тема? Какими предстают перед читателями деревенские жители ?
4. В каком произведении наиболее подробно представлена декабристская тема в
Забайкалье?
5. В каких произведениях описаны события гражданской войны?
6.Кто такой Семён Номоконов? Автор книги, в которой подробно описывается подвиг
героя Великой Отечественной войны.
7. Во 2-й половине 19 века многие авторы стремились открыть в своих произведениях
неведомый для российских читателей Забайкальский край. Один из них – Александр
Черкасов. Как называется его книга, которая приобрела большую популярность?
Сделайте краткий анализ произведения.
8.Какая тема раскрывается в произведении Г.Граубина «Четырёхэтажная тайга»?
10. Когда основана Читинская писательская организация?
Тестовые задания
1.Что такое житие?

Варианты ответов:
1.историческое повествование, которое велось по годам
2.обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических
событиях
3.биографии духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью
4.произведение, отличающееся поэтическим вымыслом, но претендующее на некую
достоверность в прошлом
2.Укажите элементы композиции повествования:
Варианты ответов
1.тезис
2.авторская оценка, вывод.
3.кульминация
4.развязка
5.развитие событий
6.завязка
3.Укажите правильные ответы с ФИ декабристов, оставивших след в культурной жизни
Забайкалья
1. А.З.Муравьев,
2. Е.П.Оболенский
3. С.П.Трубецкой
4. И.С.Тургенев
4.Укажите элементы композиции рассуждения:
Варианты ответов
1.тезис
2.признаки предмета
3.развязка
4.доказательства
5.вывод
6.кульминация
5.Кто автор или авторы «Читинский острог» и «Петровский каземат»?
Варианты ответов
1.Г.Граубин
2.Е.Куренной
3.И.Попков и В.Трухина
4.К.Седых
6.Кто является основателем книжной выставки в Доме Печати «Золотая библиотека
Забайкалья»
1. Е.Куренной
2. Г.Богданов
3. С.Зарубин
4. В.Балябин
Уберите «четвёртое лишнее»
1. Бурятский фольклор
2. Эвенкийский фольклор
3. Семейский фольклор
4. Фольклор Алтая
7.Эпос «Гэсэр» относится к
1. Русскому фольклору
2. Бурятскому фольклору
3. Эвенкийскому фольклору
4. Фольклору Алтая
8.Выберите, какие произведения написаны В.И. Балябиным

1. «Голубая Аргунь»
2. «Даурия»
3. «Трубка Снайпера»
4. «Забайкальцы»
9.Кому посвящено произведение Зарубина «Трубка снайпера»
1. Бородину Н.
2. С.Номоконову
3. Н.Глазову
4. Соболеву
10.Какой великий русский писатель побывал проездом в Забайкалье в 1890 году и был
покорён природой нашего края?
1. А.С.Пушкин
2. А. П. Чехов.
3. Н.В.Гоголь
4. М.Ю.Лермонтов
Контрольная работа № 2 по
2 разделу «Поэзия Забайкалья»
1. Новый этап развития забайкальской литературы связан с сосланными
декабристами. Назовите поэта, которого называли «главным поэтом каторги». Ответ
на чьё стихотворение написал этот поэт-декабрист?
2.Перечислите сборники стихотворений В.Вьюнов. Какие темы подняты в поэзии
автора?
3.Творческое задание. Опишите в прозе стихотворные строчки поэта Г.Граубина
Как полотно простынное,
Пороша на полях.
А ели в шерстке инея,
Как в белых свитерах.
Под щит, морозом кованный,
Забился ручеек.
Ветрами утрамбованный,
Скрипит, скрипит снежок.
4. «Славное море - священный Байкал» многие считают народной песней. Но у неё есть
автор – поэт, который значительную часть своей жизни провёл в Забайкалье. Назовите его.
5.М.Вишняков. Анализ стихотворения по заданной схеме.
Вода на родине вкусней.
Вся в искрах солнца и мороза.
В бадейке, в бочке водовоза.
Я пил её, поил коней.
Вода на родине вкусней.
А небо выше и синей.
А поле и берёзы ближе.
Стихи о родине нужней,
чем все романы о Париже.
6.Какой поэт не является поэтом Забайкалья

1.
2.
3.
4.

М.Вишняков
Б.Макаров
Е.Стефанович
К.Бальмонт

7. Какой троп есть в четверостишии М.Вишнякова
1.Гипербола
2.Метафора
3.Эпитет
4. Олицетворение
Цвет иван-чаевый, розовый,
горечь полыни сухой –
всё, что цветёт под берёзами,
под придорожной ольхой.
8. Какая тема поднята Б.Макаровым в стихотворении
1. Тема памяти
2. Любовная тематика
3. Экологическая тема
4. Военная тема8.Молнии –
с неба
и – до земли...
С земли – и
до неба
снова.
Громы такие
вблизи
и вдали, –
Скажешь –
Не слышно слова.
...Начало дождя
Деревья
Ждут
С молитвой для всех
единой:
– Горячие камни
Нам корни жгут.
Господи,
Дай воды нам!
Но вот отблистали
Молний клинки.
И жарче, и суше
втрое.
– Сухая гроза, –
Говорят старики, –
Опасна, как зло
людское.
Сухой грозе
Ничего не жаль.

И людям во злобе – тоже.
...Опять полыхает
В тайге пожар.
...Прости и спаси нас,
Боже!..
9.Кому из забайкальских авторов принадлежит сборник стихотворений «Родина — степь, в
доброту твою вечную верю»
1. Л.Панасюк
2. М.Вишнякову
3. Б.Гармажапову
4. Ф.Тютчеву
10. Назовите Забайкальских поэтов
1.А.Блок
2.Е.Стефанович
3.А.Фет
4.Г.Граубин
11. Назовите самого молодого поэта Забайкалья
1. Е.Стефанович
2. М.Вишняков
3. А. Бабожен
4. В. Вьюнов
12. Кто считается первым поэтом Забайкалья
1. Г.Граубин
2. Б.Макаров
3. Протопоп Аввакум
4.Ф.И. Бальдауф
13. Кто из забайкальских поэтов в 2006 году за выдающиеся достижения в области
литературы был награждён Всероссийской премией имени М.Ю.Лермонтова.
1. А.Вьюнов
2. Б.Макаров
3. М. Вишняков
4. Г.Граубин
14.Кому из поэтов была присуждена премия имени М.Е.Вишнякова
1.Б.Макаров
2. А.Бабожен
3.Л.Панасюк
4. В.Вьюнов
15. Кто из забайкальских поэтов написал о себе в автобиографическом
стихотворении:
Не жалейте меня,
не надо…
Для чего эта жалость
нужна?
В царство белого снегопада
Всё смотрю на январь
из окна…
1. В. Вьюнов
2. Г.Головатый
3. М. Вишняков

4. А. Бабожен
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы:
Основные источники:
1.Журавлев , В. П. Русская литература 20 века [Текст]: учебн. Пособие/ В. П. Журавлев. – М.:
2020.-385 с.
Дополнительные источники:
Левашов, В.С. Фольклор. Литература. История / Гл. ред. Н.Н. Жданова; зам. гл. ред. Р.Ф.
Гениатулин, М.В. Константинов; отв. ред. В.А. Сергеева. – Чита: ЗабГУ, 2017. – 784 с. –
(Избранные труды исследователей Забайкалья).
Куренной Е. Пора высокой ответственности. // Литераторы Забайкалья. Библиографический
справочник. - Чита, 1979; Читинская писательская организация в год своего 55-летия. - Чита,
2004.
Левашов, В. С. Региональные особенности русского фольклора Забайкалья [Текст]. – Чита,
2016.- 346 с.
Богданов, Г. Г. Богдановы из Богданова [Текст]: – Чита: Экспресс-издательство, 2017.- 168 с.
Куренной, Е. Е. Осенняя сухмень [Текст]:–Иркутск: Восточносибирское книгоиздательство,
2016.- 399 с.
Трухина, В. С. Поселение [Текст]:- Чита, 2015. – 600 с.
Зарубин, С.М. Трубка снайпера [Текст]: Иркутск: Восточносибирское книгоиздательство,
2016.
Куренной, Е. Е. Поезд на рассвете [Текст]: М.: Современник, 2015.-384
Граубин, Г. Р. Четырехэтажная тайга [Текст].: Иркутск: Восточносибирское
книгоиздательство, 2016.- 498
Черкасов, А. А. Записки сибирского охотника [Текст].: Иркутск: Восточносибирское
книгоиздательство, 2017
1. Интернет – ресурсы:
http://ez.chita.ru/encycl/concepts/?id=474 © Энциклопедия Забайкалья
https://infourok.ru/
https://foxford.ru/
https://www.xn--d1abkefqip0a2f.xn--p1ai/
www.stihi.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».