Положение о наставничестве педагогических работников

Министерство образования и науки Забайкальского края
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Шилкинский многопрофильный лицей»
Положение
о системе наставничества педагогических работников
«ГПОУ «Шилкинский многопрофильный лицей»

УТВЕРЖДАЮ
Директор
ГПОУ «Шилкинский МПЛ»
___________ Е.Р.Шулимова
«____» ______________ 2022 г.

Положение
о системе наставничества педагогических работников
в ГПОУ «Шилкинский многопрофильный лицей»

Рассмотрено на заседании
педагогического совета 30.11.2022г.
Протокол № 5

Шилка
2022

Положение о системе наставничества педагогических работников
ГПОУ «Шилкинский многопрофильный лицей»
Стр. 2 из14

1.

Общие положения

1.1. Тема наставничества является одной из центральных в
Национальном проекте «Образование». В условиях модернизации
системы образования в России система наставничества выступает как
инструмент повышения качества образования и механизм адаптации
молодых педагогов.
1.2. Настоящее Положение о системе наставничества педагогических
работников (далее
–
Положение) в ГПОУ «Шилкинский
многопрофильный лицей» (далее Лицей) определяет цели задачи, формы
и порядок осуществления наставничества.
1.3. Положение разработано в соответствии с:
ФЗ РФ №273 «Об образовании», ст.28, 47, 48. 2.
Паспортом национального проекта «Образование» (утвержденным
президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и
национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16);
Указом Президента РФ от 2 марта 2018 года №94 «Об учреждении знака
отличия «За наставничество».
Указом Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных
целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на
период до 2024 года».
Методическими рекомендациями по разработке и внедрению системы
(целевой модели) наставничества педагогических работников в
образовательных организациях, 2021;
1.4. В Положении используются понятия:
Наставник - педагогический работник, назначаемый ответственным за
профессиональную и должностную адаптацию лица, в отношении
которого осуществляется наставническая деятельность в структурном
подразделении, реализующем образовательный программы среднего
профессионального образования.
Наставляемый - участник системы наставничества, который через
взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке
приобретает новый опыт, развивает необходимые навыки и

Положение о системе наставничества педагогических работников
ГПОУ «Шилкинский многопрофильный лицей»
Стр. 3 из14

компетенции, добивается предсказуемых результатов, преодолевая тем
самым свои профессиональные затруднения.
Куратор – работник лицея, который отвечает за
персонализированных(ой) программ(ы) наставничества.

реализацию

Наставничество - форма обеспечения профессионального становления,
развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных
обязанностей
лиц,
в
отношении
которых
осуществляется
наставничество.
Форма наставничества - способ реализации системы наставничества
через организацию работы наставнической пары/ группы, участники
которой находятся в заданной ролевой ситуации, определяемой
основной деятельностью и позицией участников.
Персонализированная
программа
наставничества
это
краткосрочная персонализированная программа (от 6 месяцев до 1 года),
включающая описание форм и видов наставничества, участников
наставнической
деятельности,
направления
наставнической
деятельности и перечень мероприятий, нацеленных на устранение
выявленных профессиональных затруднений наставляемого и на
поддержку его сильных сторон.

Основными принципами системы наставничества педагогических
работников являются:
- принцип научности - предполагает применение научно-обоснованных
методик и технологий в сфере наставничества педагогических
работников;
- принцип системности и стратегической целостности - предполагает
разработку и реализацию практик наставничества с максимальным
охватом всех необходимых компонентов системы образования на
федеральном, региональном, муниципальном уровнях и уровне лицея;
- принцип легитимности подразумевает соответствие деятельности по
реализации программы наставничества законодательству Российской
Федерации, региональной нормативно-правовой базе;
- принцип обеспечения суверенных прав личности предполагает приоритет
интересов личности и личностного развития педагогического
1.5.

Положение о системе наставничества педагогических работников
ГПОУ «Шилкинский многопрофильный лицей»
Стр. 4 из14

работника в процессе его профессионального и социального развития,
честность и открытость взаимоотношений, уважение к личности
наставляемого и наставника;
- принцип добровольности, свободы выбора, учета многофакторности в
определении и совместной деятельности наставника и наставляемого;
- принцип аксиологичности подразумевает формирование у
наставляемого и наставника ценностных отношений к профессиональной
деятельности, уважения к личности государству и окружающей среде,
общечеловеческим ценностям;
- принцип личной ответственности предполагает ответственное
поведение всех субъектов наставнической деятельности - куратора,
наставника, наставляемого и пр. к внедрению практик наставничества,
его результатам, выбору коммуникативных стратегий и механизмов
наставничества;
- принцип индивидуализации и персонализации наставничества
направлен на сохранение индивидуальных приоритетов в создании для
наставляемого индивидуальной траектории развития;
- принцип равенства признает, что наставничество реализуется людьми,
имеющими равный социальный статус педагога с соответствующей
системой прав, обязанностей, ответственности, независимо от ролевой
позиции в системе наставничества.
1.6. Участие в системе наставничества не должно наносить ущерба
образовательному процессу лицея. Решение об освобождении
наставника и наставляемого от выполнения должностных обязанностей
для участия в мероприятиях плана реализации персонализированной
программы
наставничества
принимает
директор
лицея
в
исключительных случаях при условии обеспечения непрерывности
образовательного процесса в университете и замены их отсутствия.

2. Цель
наставничества

и

задачи

системы

наставничества.

Формы

2.1. Цель системы наставничества педагогических работников в

Положение о системе наставничества педагогических работников
ГПОУ «Шилкинский многопрофильный лицей»
Стр. 5 из14

лицее - реализация комплекса мер по созданию эффективной среды
наставничества
в
лицее,
способствующей
непрерывному
профессиональному росту и самоопределению, личностному и
социальному развитию педагогических работников, самореализации и
закреплению молодых/ начинающих специалистов в педагогической
профессии.
2.2. Задачи системы наставничества педагогических работников:
содействовать созданию в лицее психологически комфортной
образовательной среды наставничества, способствующей раскрытию
личностного, профессионального, творческого потенциала педагогов
путем
проектирования
их индивидуальной профессиональной
траектории;
оказывать
помощь
в
освоении
цифровой
информационнокоммуникативной среды, эффективных форматов непрерывного
профессионального развития и методической поддержки работников
лицея, региональных систем научно-методического сопровождения
педагогических работников и управленческих кадров;
способствовать развитию профессиональных компетенций педагогов в
условиях цифровой образовательной среды, востребованности
использования современных информационно-коммуникативных и
педагогических технологий путем внедрения разнообразных, в том числе
реверсивных, сетевых и дистанционных форм наставничества;
содействовать увеличению числа закрепившихся в профессии
педагогических кадров, в том числе молодых/начинающих педагогов;
оказывать помощь в профессиональной и должностной адаптации
педагогического работника, в отношении которого осуществляется
наставничество,
к
условиям
осуществления
педагогической
деятельности лицея, а также в преодолении профессиональных
трудностей, возникающих при выполнении должностных обязанностей;
обеспечивать формирование и развитие профессиональных знаний и
навыков педагогического работника, в отношении которого
осуществляется наставничество;
ускорять процесс профессионального становления и развития
педагогических работников, в отношении которых осуществляется
наставничество, развитие их способности самостоятельно, качественно и

Положение о системе наставничества педагогических работников
ГПОУ «Шилкинский многопрофильный лицей»
Стр. 6 из14

ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности в
соответствии с замещаемой должностью;
содействовать в выработке навыков профессионального поведения
педагогических работников, в отношении которых осуществляется
наставничество,
соответствующего
профессионально-этическим
принципам, а также требованиям, установленным законодательством;
знакомить педагогических работников, в отношении которых
осуществляется наставничество, с эффективными формами и методами
индивидуальной работы и работы в коллективе, направленными на
развитие их способности самостоятельно и качественно выполнять
возложенные на них должностные обязанности, повышать свой
профессиональный уровень.
2.3. В лицее применяются разнообразные формы наставничества.
Применение форм наставничества выбирается в зависимости от цели
персонализированной программы наставничества педагогического
работника, имеющихся профессиональных затруднений, запроса
наставляемого
и
имеющихся
кадровых
ресурсов.
Формы
наставничества используются как в одном виде, так и в комплексе в
зависимости от запланированных эффектов.

Виртуальное (дистанционное) наставничество — дистанционная
форма организации наставничества с использованием информационнокоммуникационных технологий, таких как видеоконференции,
платформы для дистанционного обучения, социальные сети и онлайнсообщества, тематические интернет-порталы и др. Обеспечивает
постоянное профессиональное и творческое общение, обмен опытом
между наставником и наставляемым, позволяет дистанционно
сформировать пары «наставник
- наставляемый»,
привлечь
профессионалов и сформировать банк данных наставников, делает
наставничество доступным для широкого круга лиц.
Наставничество в группе - форма наставничества, когда один
наставник взаимодействует с группой наставляемых одновременно (от
двух и более человек).
Краткосрочное или целеполагающее наставничество – наставник и
наставляемый встречаются по заранее установленному

Положение о системе наставничества педагогических работников
ГПОУ «Шилкинский многопрофильный лицей»
Стр. 7 из14

графику для постановки конкретных целей, ориентированных на
определенные краткосрочные результаты. Наставляемый должен
приложить определенные усилия, чтобы проявить себя в период между
встречами и достичь поставленных целей.
Реверсивное наставничество — профессионал младшего
возраста становится наставником опытного работника по вопросам
новых тенденций, технологий, а опытный педагог становится
наставником молодого педагога в вопросах методики и организации
учебно-воспитательного процесса.
Ситуационное наставничество - наставник оказывает помощь
или консультацию всякий раз, когда наставляемый нуждается в них. Как
правило, роль наставника состоит в том, чтобы обеспечить немедленное
реагирование на ту или иную ситуацию, значимую для его подопечного.
Скоростное
наставничество
однократная
встреча
наставляемого (наставляемых) с наставником более высокого уровня
(профессионалом/ компетентным лицом) с целью построения
взаимоотношений с другими работниками, объединенными общими
проблемами и интересами или обменом опытом. Такие встречи
помогают формулировать и устанавливать цели индивидуального
развития и карьерного роста на основе информации, полученной из
авторитетных источников, обменяться мнениями и личным опытом, а
также наладить отношения «наставник - наставляемый» («равный равному»).
Традиционная форма наставничества («один-на-один») взаимодействие между более опытным и начинающим работником в
течение определенного продолжительного времени. Обычно проводится
отбор наставника и наставляемого по определенным критериям: опыт,
навыки, личностные характеристики и др.
Форма наставничества «преподаватель-преподаватель»- это
способ реализации целевой модели наставничества через организацию
взаимодействия наставнической пары «преподаватель-профессионалпреподаватель, вовлеченный в различные формы поддержки и
сопровождения».
Форма наставничества «руководитель образовательной организациипреподаватель» - способ реализации целевой программы наставничества
через организацию взаимодействия наставнической пары, нацеленную на
совершенствование образовательного процесса и

Положение о системе наставничества педагогических работников
ГПОУ «Шилкинский многопрофильный лицей»
Стр.8 из14

достижение
желаемых
результатов
руководителем
образовательной организации посредством создания необходимых
организационно-педагогических, кадровых, методических, психологопедагогических условий и ресурсов.

3. Организация системы наставничества
3.1.
Наставничество организуется на основании приказа
директора «Об утверждении положения о системе наставничества
педагогических работников ГПОУ «Шилкинский МПЛ».
3.2. Наставничество устанавливается над вновь принимаемыми
на работу педагогическими работниками или педагогическими
работниками, требующими развития необходимых навыков и
компетенций.
3.3.
Наставники подбираются из наиболее подготовленных
педагогических
работников
лицея,
обладающих
высокими
профессиональными качествами, имеющих стабильные показатели в
работе, способность и готовность делиться своим опытом, имеющих
системное представление о своем участке работы и работе структурного
подразделения, обладающих коммуникативными навыками и гибкостью
в общении.
3.4.
Педагогический работник назначается наставником с его
письменного согласия приказом директора лицея по представлению
куратора.
3.5.
Директор лицея:
- осуществляет общее руководство и координацию внедрения системы
наставничества педагогических работников в лицее;
- издает локальные акты лицея о внедрении системы наставничества и
организации наставничества педагогических работников в лицее;
- утверждает куратора реализации программ наставничества,
способствует отбору наставников и наставляемых, а также утверждает
их;
- утверждает дорожную карту (план мероприятий) по реализации
положения о системе наставничества педагогических работников лицея;
- способствует созданию сетевого взаимодействия в сфере
наставничества, осуществляет контакты с различными учреждениями и
организациями по проблемам наставничества (заключение договоров о
сотрудничестве,
о
социальном
партнерстве,
проведение
координационных мероприятий, участие в конференциях, форумах,

Положение о системе наставничества педагогических работников
ГПОУ «Шилкинский многопрофильный лицей»
Стр. 9 из14

вебинарах, семинарах по проблемам наставничества;
- способствует организации условий для непрерывного повышения
профессионального
мастерства
педагогических
работников,
аккумулирования и распространения лучших практик наставничества
педагогических работников.
3.6. Куратор реализации программ наставничества:
- назначается директором лицея из числа заместителей директора;
- своевременно (не менее одного раза в год) актуализирует информацию
о наличии в лицее педагогов, которых необходимо включить в
наставническую деятельность в качестве наставляемых;
- предлагает руководителю лицея для утверждения состав проектной
группы рол наставничеству для утверждения;
- разрабатывает дорожную карту по реализации положения о системе
наставничества педагогических работников в лицее;
совместно с системным администратором ведет банк
наставников и наставляемых, в том числе в цифровом формате с
использованием ресурсов Интернета – официального сайта лицея,
страницы социальных сетей;
формирует
банк
индивидуальных/
групповых
персонализированных
программ
наставничества
педагогических
работников,
осуществляет описание
наиболее
успешного и
эффективного опыта совместно с методическим объединением
наставников и системным администратором;
- осуществляет координацию деятельности по наставничеству с
ответственными и неформальными представителями региональной
системы наставничества, с сетевыми педагогическими сообществами;
- организует повышение уровня профессионального мастерства
наставников, в том числе с привлечением наставников из других
образовательных организаций;
- курирует процесс разработки и реализации персонализированных
программ наставничества;
- осуществляет мониторинг эффективности и результативности
реализации системы наставничества в университете, оценку
вовлеченности педагогических работников в различные формы
наставничества и повышения квалификации педагогических работников,
формирует итоговый аналитический отчет о реализации системы
наставничества,
реализации
персонализированных
программ
наставничества педагогических работников;
- фиксирует данные о количестве участников персонализированных
программ наставничества в формах статистического наблюдения
(совместно с системным администратором);

Положение о системе наставничества педагогических работников
ГПОУ «Шилкинский многопрофильный лицей»
Стр. 10 из14

- имеет право ходатайствовать о поощрении наставников.
3.7. Проектная группа (методическое объединение) наставников:
- совместно с куратором принимает участие в разработке
локальных актов и информационно-методического сопровождения в
сфере наставничества педагогических работников в лицее;
- ведет учет сведений о молодых/ начинающих специалистах и
иных категориях наставляемых и их наставниках;
- помогает подбирать и закрепляет пары (группы) наставников и
наставляемых по определенным вопросам (предметное содержание,
методика обучения и преподавания, воспитательная деятельность,
организация урочной и внеурочной деятельности, психологопедагогическое сопровождение наставляемых и наставников и т. п.);
- разрабатывает, апробирует и реализует персонализированные
программы наставничества, содержание которых соответствует запросу
отдельных педагогов и групп педагогических работников;
- принимает участие в разработке методического сопровождения
разнообразных форм наставничества педагогических работников;
- осуществляет подготовку участников персонализированных
программ
наставничества
к
мероприятиям:
конкурсам
профессионального
мастерства,
форумам,
научно-практическим
конференциям, фестивалям и т. д.;
осуществляет
организационно-педагогическое,
учебнометодическое обеспечение реализации персонализированных программ
наставничества в лицее;
- участвует в мониторинге реализации персонализированных
программ наставничества педагогических работников;
является
открытой
площадкой
для
осуществления
консультационных, согласовательных функций и функций медиации;
- совместно с директором лицея, куратором реализации программ
наставничества участвует в разработке материальных и нематериальных
стимулов поощрения наставников;
- принимает участие в формировании банка лучших практик
наставничества
педагогических
работников,
информационном
сопровождении персонализированных программ наставничества на сайте
лицея и социальных сетях (совместно с куратором и системным
администратором).
4. Права и обязанности наставника
4.1. Права наставника:

Положение о системе наставничества педагогических работников
ГПОУ «Шилкинский многопрофильный лицей»
Стр.11 из14

- привлекать для оказания помощи наставляемому других
педагогических работников лицея с их согласия;
- обращаться с заявлением к куратору и директору лицея с
просьбой о сложении с него обязанностей наставника;
- осуществлять мониторинг деятельности наставляемого в форме
личной проверки выполнения заданий;
- требовать рабочие отчеты у наставляемого как в устной, так и в
письменной форме;
- участвовать в обсуждении вопросов, связанных со служебной,
общественной деятельностью наставляемого, вносить предложения
непосредственному руководителю о его поощрении, применении мер
дисциплинарного воздействия, удовлетворении разумных потребностей
и запросов.
4.2. Обязанности наставника
- руководствоваться требованиями законодательства Российской
Федерации,
локальными
нормативными
актами
лицея
при
осуществлении наставнической деятельности;
- находиться во взаимодействии со всеми структурными
подразделениями лицея, осуществляющими работу с наставляемым по
программе наставничества (методические объединения, методический
(педагогический) совет и пр.);
- осуществлять включение молодого/ начинающего специалиста в
общественную
жизнь
коллектива,
содействовать
расширению
общекультурного и профессионального кругозора, в т. ч. и на личном
примере;
- создавать условия для созидания и научного поиска, творчества в
педагогическом процессе через привлечение к инновационной
деятельности;
- содействовать укреплению и повышению уровня престижности
преподавательской деятельности, организуя участие в мероприятиях для
молодых/
начинающих
педагогов
различных
уровней
(профессиональные конкурсы, конференции, форумы и др.);
- участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической
деятельностью наставляемого, вносить предложения о его поощрении
или применении мер дисциплинарного воздействия;

Положение о системе наставничества педагогических работников
ГПОУ «Шилкинский многопрофильный лицей»
Стр. 12 из14

- рекомендовать участие наставляемого в профессиональных
региональных и федеральных конкурсах, оказывать всестороннюю
поддержку и методическое сопровождение;
- всесторонне изучать деловые и нравственные качества
наставляемого, его отношение к работе, коллективу;
- оказывать наставляемому индивидуальную помощь в овладении
избранной профессией, практическими приемами, выявлять и совместно
устранять допущенные ошибки;
- личным примером развивать положительные качества
наставляемого, привлекать к участию в общественной жизни коллектива,
содействовать развитию общекультурного и профессионального
кругозора.
5. Права и обязанности наставляемого
5.1. Права наставляемого:
- систематически повышать свой профессиональный уровень;
- участвовать в составлении персонализированной программы
наставничества педагогических работников;
- обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с
должностными обязанностями, профессиональной деятельностью;
- вносить на рассмотрение предложения по совершенствованию
персонализированных
программ
наставничества
педагогических
работников лицея;
- обращаться к куратору и директору лицея с ходатайством о
замене наставника.
5.2. Обязанности наставляемого:
- изучать Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», нормативные правовые и
локальные нормативные акты, регулирующие образовательную
деятельность, деятельность в сфере наставничества педагогических
работников;
- реализовывать мероприятия плана персонализированной
программы наставничества в установленные сроки;
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка лицея;
знать обязанности, предусмотренные должностной
инструкцией, основные направления профессиональной деятельности,
полномочия и организацию работы в лицее;
выполнять указания и рекомендации наставника по
исполнению должностных, профессиональных обязанностей;

Положение о системе наставничества педагогических работников
ГПОУ «Шилкинский многопрофильный лицей»
Стр. 13 из14

- совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и
способы качественного исполнения должностных обязанностей;
- устранять совместно с наставником допущенные ошибки и
выявленные затруднения;
проявлять дисциплинированность, организованность и
культуру в работе;
- учиться у наставника передовым, инновационным методам и
формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним.
6. Процесс формирования наставнических пар(групп)
6.1.
Формирование
наставнических
пар
(групп)
осуществляется по основным критериям:
- профессиональный профиль или личный (компетентностный) опыт
наставника должны соответствовать запросам наставляемого или
наставляемых;
- у наставнической пары (группы) должен сложиться взаимный интерес
и симпатия, позволяющие в будущем эффективно взаимодействовать в
рамках программы наставничества;
6.2. Наставнические пары (группы), сформированные на добровольной
основе с непосредственным участием куратора, утверждаются приказом
директора лицея.
7. Завершение
наставничества

персонализированной

Завершение
персонализированной
наставничества происходит в случае:
- завершения плана мероприятий персонализированной
наставничества в полном объеме;
- по инициативе наставника или наставляемого и/ или
решению;
- по инициативе куратора (в случае недолжного
персонализированной программы наставничества в силу
обстоятельств со стороны наставника и/ или наставляемого).

программы
программы
программы
обоюдному
исполнения
различных

8. Условия публикации результатов персонализированной
программы наставничества педагогических работников
на сайте лицея

Положение о системе наставничества педагогических работников
ГПОУ «Шилкинский многопрофильный лицей»
Стр. 14 из14

Для
размещения
информации
о
реализации
персонализированной
программы
наставничества
педагогических работников на официальном сайте лицея
возможно создание специального раздела (рубрики).
На сайте размещаются сведения о реализуемых персонализированных
программах наставничества педагогических работников, базы наставников и
наставляемых,
лучшие
кейсы
персонализированных
программ
наставничества педагогических работников, федеральная, региональная и
локальная нормативно-правовая база в сфере наставничества педагогических
работников, методические рекомендации, новости и анонсы мероприятий и
программ наставничества педагогических работников в лицее и др.
8.1.

Результаты персонализированных программ наставничества
педагогических работников в лицее публикуются после их
завершения.
9. Заключительные положения
9.1. В настоящее положение могут быть внесены изменения и
дополнения
в
соответствии
с
вновь
принятыми
законодательными и иными
8.2.

Информационный лист

1. Разработано
Должность
заместитель
директора по
учебнометодической
работе

ФИО

Подпись

Алексеева Наталья
Валентиновна

Дата
30.11.2022г.

2. Согласовано
Должность

ФИО

Подпись

Дата

директор

Шулимова Евгения
Рафаильевна

30.11.2022г.

заместитель
директора по
учебнопроизводственной
работе

Музгина Инга
Николаевна

30.11.2022г.

3. Введено в действие: со дня утверждения директором лицея 30 ноября 2022г
(Основание: заседание педагогического совета от 30.11.2022 г. протокол № 5).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».