Программа развития (изменения 2021)

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Паспорт программы

3 стр.

2.

Информационная справка об образовательном учреждении

6 стр.

3.

Аналитическое и прогностическое обоснование программы развития

4.

Концепция развития образовательного учреждения

13 стр.

5.

Стратегия и тактика развития образовательного учреждения

23 стр.

2

10 стр.

1. Паспорт программы
Наименование программы
Нормативно-правовое
основание для разработки
программы развития

Заказчик программы
развития
Разработчики программы
развития

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»
2. Федеральные государственные образовательные стандарты
среднего
профессионального
образования,
утвержденные
приказами Минобрнауки России
3. Федеральная целевая программа развития образования на 2016 2020 годы
4. Государственная программа Забайкальского края «Развитие
образования Забайкальского края на 2014 - 2025 годы»
5. Указ Президента РФ В.В. Путина «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024
года»
6. Государственная программа РФ «Развитие образования» на
2018-2025 годы, утверждённая распоряжением Правительства РФ
от 26.12.2017 №1642;
7. Комплексная программа повышения профессионального уровня
педагогических работников общеобразовательных организаций,
утверждена Правительством Российской Федерации 28 мая 2014
года № 3241п-П8;
8. Распоряжение Правительства РФ от 3 марта 2015 г. N 349-р «Об
утверждении комплекса мер и целевых индикаторов и показателей
комплекса мер, направленных на совершенство
9. Приказ Минтруда России №831 от 2 ноября 2015 г. «Об
утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда,
новых и перспективных профессий, требующих среднего
профессионального образования»;
10.Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 N 464 (ред. от
15.12.2014) «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
образовательным программам среднего профессионального
образования»;
11.Концепция развития дополнительного образования детей,
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 04
сентября 2014 года № 1726-р);
12.Стратегия социально-экономического развития Забайкальского
края на период до 2030 года, утверждена постановлением
Правительство Забайкальского края от 26 декабря 2013 года №
586;
13.Концепция развития трудовых ресурсов Забайкальского края на
2012 - 2025 годы, утверждена распоряжением Правительства
Забайкальского края от 25 июня 2012 года № 324-р;
14. Распоряжение Правительства Забайкальского края № 409-р от 15
сентября 2016 года «Об утверждении перечня 50 наиболее
востребованных и перспективных специальностей и рабочих
профессий, требующих профессионального образования и
профессионального обучения»
15.Устав лицея
Министерство образования и науки Забайкальского края, учащиеся
СОШ, родители, работодатели.
Шулимова Е.Р.. – директор лицея
Музгина И.Н. – заместитель директора по учебно-производственной
работе
Алексеева Н.В.- заместитель директора по учебно-методической
работе

3

Исполнители программы
развития
Цель программы развития

Задачи программы развития

Срок и этапы реализации
программы развития

Ожидаемые результаты
реализации программы
развития

Калчугина И.А. – заместитель директора по учебно – воспитательной
работе
Шахватова Л.М. – заведующий учебной частью
Платунова А.П.. – главный экономист
Суханова И.В. – старший мастер
Администрация лицея, учредитель, общественные организации,
социальные партнеры, педагогический коллектив, коллектив
обучающихся и студентов, родители (законные представители)
Создание условий для обеспечения доступности и качества
профессионального образования в условиях кластерного подхода и
социально- экономического развития региона
- обеспечение подготовки квалифицированных рабочих кадров в
соответствии с требованиями региональной экономики;
- модернизация учебно-материальной базы с учетом требований
образовательных и профессиональных стандартов, в том числе из
списка ТОП-50, компетенций WSR;
- совершенствование инфраструктуры, обеспечивающей качественную
подготовку кадров;
- создание условий для реализации программ дополнительного
профессионального образования;
- развитие системы профессионального роста педагогических кадров;
- формирование эффективной внутренней системы оценки качества
профессионального образования;
- повышение эффективности финансово-экономической деятельности;
- обеспечение успешной социализации и эффективной самореализации
обучающихся.
Сроки реализации Программы: 2018 - 2024 гг
Этапы реализации Программы:
I этап – проектно-диагностический (2018- 2019г.)
Аналитико-диагностическая деятельность, определение стратегии и
тактики по выполнению задач, разработка локальных моделей развития
лицея, согласование и утверждение программы.
II этап –организационно-деятельностный (2019 - 2023гг.)
Реализация направлений и осуществление программных
мероприятий, создание условий для инноваций и модернизации
образовательной и производственной среды, создание инфраструктуры и
её методическое обеспечение. Реализация Программы развития.
III этап –обобщающий (2023-2024 г.)
Этап динамического развития лицея предусматривает
отработку инновационных моделей, мониторинг результативности
выполнения Программы, соотношение с запланированными задачами,
определение эффективности. Корректировка, обеспечение стабильного
функционирования и дальнейшего развития. Публичная отчетность,
тиражирование опыта.
Повышение имиджа образовательной организации,
Конкурентоспособности путем:
- активизации участия лицея в инновациях регионального уровня;
- увеличения числа участников, победителей и призеров олимпиад,
конкурсов профессионального мастерства, в том числе и
чемпионата WorldSkills;
- ежегодного выполнения государственного заказа и плана набора по
контрольным цифрам приема;
- совершенствования инфраструктуры и социокультурной среды
лицея;
- работы комплексной системы профориентации молодежи и

4

Объемы и источники
финансирования программы
развития

Система организации
контроля над выполнением
программы развития

сопровождения профессиональной карьеры выпускников лицея.
Обеспечение доступности качественного образования и
востребованности выпускников путем:
- приведения в соответствие структуры, объемов, профилей
подготовки кадров потребностям регионального рынка труда, в том
числе по востребованным профессиям из перечня ТОП-50;
- высокой результативности образовательного процесса;
- современного материально-технического оснащения учебных
кабинетов, лабораторий и мастерских;
- участия в конкурсах профессионального мастерства и корректировки
профессиональных образовательных программ с учетом содержания
компетенций WorldSkills;
Повышение удовлетворенности потребителей образовательными
услугами путем:
- расширения форм и методов привлечения различных слоев населения
к получению профессионального и дополнительного образования;
- внедрения эффективных механизмов независимой оценки качества
образования;
- совершенствования формата взаимодействия с соц партнерами,
обеспечение системности усилий в подготовке и трудоустройстве
выпускников;
- взаимосвязи со школами, образовательными организациями ВПО,
социальными институтами;
Повышение уровня квалификации педагогических кадров путем:
- рационального использования и развития кадрового потенциала;
- стимулирования роста педагогической квалификации
преподавательского состава;
- повышения профессиональной мобильности педагогов через
стажировку на предприятиях;
- формирования экспертного сообщества WorldSkills;
- внедрения механизма эффективного контракта;
Обеспечение финансово-экономической устойчивости лицея
путем:
- привлечения дополнительных внебюджетных средств от реализации
новых образовательных программ;
- применения механизмов целевого приема и целевого обучения для
гарантированного трудоустройства обучающихся;
- внедрения механизма эффективного управления лицеем.
Средства регионального бюджета,
внебюджетные средства,
средства работодателей,
национальный проект «Образование» создания (обновления)
материально технической базы образовательных организаций,
реализующих программы среднего профессионального образования, в
рамках федерального проекта «Молодые профессионалы»
Управление Программой осуществляется администрацией лицея.
Контроль за исполнением Программы осуществляет Совет лицея. Отчет о
реализации программных мероприятий предоставляется Совету лицея
ответственными исполнителями в форме аналитической справки, отчет о
движении финансовых средств предоставляется директором лицея
ежегодно.

5

2.Информационная справка об образовательной организации
Тип – профессиональная образовательная организация.
Вид – лицей
Гражданско-правовой статус – некоммерческая организация
Финансово-экономический статус – бюджетная организация
Организационно-правовая форма – государственное профессиональное
учреждение.

образовательное

Учреждение является некоммерческой организацией, осуществляющей на основании
лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности.
Учреждение обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, счета,
открытые в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством, гербовую
печать со своим наименованием, штампы и бланки установленного образца, а также символику. Устав
лицея, утвержденный решением педагогического совета протокол № 2 от 28.12.2015 г. Юридический
адрес: ул. Ленина, дом 69, г. Шилка, Забайкальский край, 673370;
Учредитель – Министерство образования и науки Забайкальского края. Департамент по
имуществу Забайкальского края
Контактный телефон:8(30244)2-08-18; 2-11-99
Адрес электронной почты: pu16shilka@yandex.ru
Официальный сайт pu_16.npo.zabedu.ru
Шилкинский многопрофильный лицей берет свое начало с 1961 года. Техническое
училище №1, Профессиональное училище №16, Многопрофильный лицей - вот этапы пути
государственного профессионального образовательного учреждения. За годы своего
существования лицей заслужил репутацию престижного учебного заведения в подготовке
квалифицированных рабочих по приоритетным железнодорожным профессиям. В 2009 году
лицей вошёл в Государственный реестр 100 лучших образовательных учреждений России.
С 2016 года к ГПОУ «Шилкинский МПЛ» присоединен Чернышевский филиал.
Лицей сегодня это:
 5 профессий и 12 квалификаций;
Очное обучение, где обучаются более 800 студентов. Обучение осуществляется на
бюджетной основе и с полным
возмещением затрат, профессиональная подготовка и
переподготовка осуществляется на договорной основе с полным возмещением затрат физическими
лицами и юридическими организациями.
 Четыре учебных корпуса, в которых размещены 35 учебных кабинетов, 2
компьютерных класса, 9 учебных мастерских и лабораторий.
 Библиотеки с читальными залами, актовые и спортивные залы, 2 столовые на 100
мест каждая, 2 общежития на 150 и 80 мест.
Кадровый потенциал и материально – техническая база лицея позволяют эффективно
осуществлять образовательную деятельность и готовить квалифицированных рабочих в
соответствие с государственным заданием.
Кадровый потенциал:
Всего: 57
 Руководящие работники: 5
 Преподаватели специальных дисциплин: 5
 Преподаватели общеобразовательных дисциплин: 18
 Мастера производственного обучения: 21
 Педагоги-библиотекари: 2
 Воспитательная служба: педагог-организатор: 2, воспитатели общежития: 2,
педагог-психолог: 1, социальный педагог: 2.
6

С декабря 2014 года ГПОУ «Шилкинский многопрофильный лицей» имел статус
Региональной инновационной площадки. Коллектив лицея работал над проектом
«Структурно-функциональная
организация
взаимодействия
ГПОУ
«Шилкинский
многопрофильный
лицей»
с
образовательными
организациями
и
предприятиями
железнодорожного транспорта города и района как условие развития научно-технического
потенциала студентов».
Направление деятельности – сетевое взаимодействие.
Была разработана и реализована структурно-функциональная модель взаимодействия
ГПОУ «Шилкинский многопрофильный лицей» с образовательными организациями и
предприятиями железнодорожного транспорта города и района с целью создать условия для
развития научно-технического потенциала студентов.
Модель взаимодействия создана, апробирована, её жизнеспособность и эффективность
подтверждена. За время работы проекта студентами создано более 30 рационализаторских
проектов, которые были представлены вниманию комиссии, из числа работодателей, на конкурсе
проектов. Эта практика развивается по настоящее время.
Лицей осуществляет подготовку квалифицированных рабочих по профессиям в соответствии с
потребностями экономики Забайкальского края.
Набор студентов осуществляется на основе контрольный цифр приема:
Таблица 1
Профессия
Машинист локомотива
Электромонтёр
тяговой подстанции
Проводник на железнодорожном
транспорте
Слесарь по обслуживанию и
ремонту подвижного состава
Повар, кондитер ТОП 50
Повар, кондитер
Продавец, контролер - кассир

Государственное
задание (чел)
2019 2020 2021
360
371
379
62
67
71

Выпуск (чел)
2019
85
17

2020
65
15

2021
75
11

Трудоустройство
(%)
2019 2020
2021
96
98
33
94
80
36

83

79

88

39

23

22

97

92

86

73

78

81

16

25

14

100

72

8

59
65
13

135
15

146
17
19

21

88
11

90

7

29

В 2017 году лицей вошёл в программу подготовки по профессиям ТОП-50:
пролицензирована профессия «Повар, кондитер», осуществляется прием студентов
Кроме профессии «Повар, кондитер» лицей ведёт подготовку по профессиям, вошедшим в
ТОП-50 - Регион – «Машинист локомотива», «Проводник на железнодорожном транспорте».
Образовательную деятельность наше учреждение осуществляет в тесном взаимодействии с
работодателями. Постоянными партнёрами-работодателями являются предприятия:
Профессия: Проводник на железнодорожном транспорте
1. АО «Забайкальская пригородная компания»
2. Забайкальская дирекция моторно-вагонного подвижного состава
3. Вагонно-ремонтное депо Чита (участок Шилка) структурное подразделение Заб. дирекции
инфраструктура структурное подразделение центральной дирекции инфраструктуры филиала ОАО РЖД
Профессия: электромонтёр тяговой подстанции
1. Шилкинская дистанция электроснабжения – структурное подразделение Забайкальская
дирекция по энергообеспечению
2. Сковородинская дистанция электроснабжения
7

Профессия: Машинист локомотива
1. Эксплуатационное локомотивное депо г. Борзя Забайкальской дирекции тяги – филиала ОАО
РЖД
2. Эксплуатационное локомотивное депо пункт подмены Шилка
3. Эксплуатационное локомотивное депо пгт. Чернышевск
4. Эксплуатационное локомотивное депо г. Могоча
5. Сервисное локомотивное депо Борзя филиала «Дальневосточный» общество с ограниченной
ответственностью «ЛокоТех - Сервис»
6. Сервисное локомотивное депо Чернышевск филиала «Дальневосточный» общество с
ограниченной ответственностью «ЛокоТех - Сервис»
7. Сервисное локомотивное депо Магдагачи филиала «Дальневосточный» общество с
ограниченной ответственностью «ЛокоТех - Сервис»
Профессия: Повар, кондитер
Организации общественного питания Забайкальского края
Формы взаимодействия:
3. Согласование учебных планов и программ подготовки квалифицированных рабочих
4. Стажировка мастеров производственного обучения на предприятиях
5. Производственная практика студентов на предприятиях
6. Инновационная деятельность педагогов и студентов в сотрудничестве с работодателями в
рамках инновационного проекта лицея.
Формы взаимодействия:
7. Согласование учебных планов и программ подготовки квалифицированных рабочих
8. Стажировка мастеров производственного обучения на предприятиях
9. Производственная практика студентов на предприятиях
10. Инновационная деятельность педагогов и студентов в сотрудничестве с работодателями в
рамках инновационного проекта лицея.
Потенциальные точки роста организации
Педагогический коллектив лицея не останавливается на достигнутом, в планах:
1. Введение новой профессии «Электромонтёр сигнализации, централизации блокировки (СЦБ).
2. Создания (обновления) мастерских в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы»
национального проекта «Образование».
3. Развитие внебюджетной деятельности через дополнительное образование и дистанционное
обучение, а также - дополнительная профессиональная подготовка для студентов выпускных
групп лицея.
4. Лицей осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии, выданной
Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края 07.11.2016
года (Серия 75Л02 № 0000840 регистрационный номер 472).Срок действия лицензии бессрочно. Свидетельство о государственной аккредитации серия 75А03 №0000278 от
20.02.2017 регистрационный номер № 51, срок действия до 08.12.2020г. по основным
профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования в
рамках укрупненных групп направлений подготовки: 23.00.00 «Техника и технологии
наземного транспорта», 43.00.00 «Сервис и туризм» (приложение № 1, приложение № 2 серия
75А05 № 0000519).
Лицеем успешно пройдена в 2017 году плановая проверка Управления по
лицензированию, аккредитации, надзора и контроля в части выполнения лицензионных
требований.
8

Образовательный процесс в лицее включает:
• программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих;
• дополнительные профессиональные программы, переподготовка,
квалификации.

повышение

Перечень реализуемых основных образовательных программ
Таблица 2
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.

Код по
Наименование образовательной
перечню
программы (направления подготовки,
специальносте
специальности, профессии)
й, профессий
23.01.09
Машинист локомотива
23.01.10
Слесарь по обслуживанию и ремонту
подвижного состава
23.01.13
Электромонтер тяговой подстанции
43.01.06
Проводник на железнодорожном
транспорте
43.01.09
Повар, кондитер

Уровень
(ступень)
образования

Нормативный
срок
освоения

ППКРС
ППКРС

3г 10 мес
2г 10 мес

ППКРС
ППКРС

2г 10 мес
2г 10мес

ППКРС

3г 10мес

Дополнительные профессиональные программы
Таблица 3
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Код
17351
12265
13529
19905
19906
16878
16885
17334
17353
18540
19825
19888

Наименование программы
Продавец непродовольственных товаров
Контроллер-кассир
Машинист автомотрисы
Электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах
Электросварщик ручной сварки
Помощник машиниста тепловоза
Помощник машиниста электровоза
Проводник пассажирского вагона
Продавец продовольственных товаров
Слесарь по ремонту подвижного состава
Электромонтер контактной сети
Электромонтер тяговой подстанции

9

3.Аналитическое и прогностическое обоснование программы развития
Педагогический коллектив лицея осуществляет свою деятельность в режиме постоянного
развития, т.е. целенаправленно ведет свою образовательную, воспитательную и инновационную
деятельность, руководствуясь своими Программами развития на разных промежутках времени. На
настоящий период можно констатировать, что запланированные мероприятия Программы развития
лицея 2013-2017гг были выполнены полностью. Аналитическое обоснование Программы развития
основывается на результатах маркетингового анализа.
Результаты SWOT-анализа потенциала развития лицея представлены в следующей таблице:
Таблица 4

Оценка актуального состояния внутри
образовательного учреждения

Оценка перспектив развития образовательного
учреждения в соответствии с изменениями внешней
среды

Сильные стороны
Слабые стороны
Востребованность образовательного учреждения

Возможности
Угрозы
Образовательная политика Российской Федерации

Набор

Государственная поддержка

Высокая степень
удовлетворённости
обучающихся и их
родителей качеством
образовательных услуг.
Востребованность
выпускников на рынке
труда.
Качество образования

Высокий процент
Недостаточно быстро
качества обученности
внедряются новые
обучающихся
технологии.
Кадровый потенциал

Потребность Забайкальского
края в
высококвалифицированных
кадрах.
Расширение инвестиций в
образование.

Запаздывающий
характер
развития системы
профессиональной
подготовки
педагогов.
Одновременная
реализация
нескольких проектов
модернизации
образования.
Не совсем высокий
процент
трудоустройства
выпускников
Недостаточное
финансирование

Развитие информационно-технологического
образования
Сформирован
Гендерное
1. Распоряжение
инженерно-педагогичес «неравновесие»
Правительства
Наличие конкурентов
кий коллектив
кадров.
Российской Федерации №
среди
Возможность
Разрастание феномена
2506-Р «О
образовательного
непрерывного
профессионального
Концепции развития
учреждений
повышения
выгорания.
Информационно-технологиче
квалификации.
Не
очень
высокая ского образования в
квалификация
Российской Федерации»
педагогических кадров в 2. Создание ЦОПП
филиале лицея
Финансово-экономическая деятельность
Развитие инновационного
потенциала, популяризация инноваций в регионе
Реальное развитие
Недостаточный уровень
Поддержка инновационного
Бюрократическое
инвестиционных
доходов населения для
развития
отношение к
проектов;
развития системы
инновациям – для
Достаточная для
платных образовательных
отчетов.

10

деятельности в
услуг.
современных
экономических
условиях разработанная
нормативно-правовая
база.
Контингент студентов
Контингент
обучающихся,
заинтересован в
получении
качественного
образования

Недостаточное
количество
обучающихся,
участвующих в
измерениях качества
обученности по
измерительным
материалам
всероссийских и
международных
стандартов.

Инновационный потенциал
Образовательное
Недостаточно эффективно
учреждение является
работает институт
инновационной
«обмена
площадкой, ежегодно
инновационным опытом».
принимает участие в
конкурсах,
разрабатывает
инновационные
продукты

Перегрузка
педагогических
работников

Кадровая политика ОУ в области
развития рабочих профессий
Традиционно выстроенные
Отсутствие
связи между работодателями заинтересованности и
и образовательным
чёткой системы
учреждением
работы социальных
партнёров в жизни
образовательного
учреждения,
отсутствие
совместных
проектов.

Работа лицея в плане
инновационной деятельности
будет продолжена

Включенность
образовательного
учреждения в
инновационную работу
на региональном уровне.
Сетевое взаимодействие с учреждениями системы
образования, службами города/края и социальными
партнерами
Организация
Расширение сетевого
социального
взаимодействия.
партнерства в рамках
реализации
образовательных
программ и программ
дополнительного
образования.
Материально-техническое оснащение
Образовательное
Нет цифровой
учреждение располагает лаборатории,
2 компьютерными
недостаточно оснащена
классами (по 10
библиотека
ПК), в учебном процессе компьютерной техникой.
используется более 50
Нет интерактивных досок.
ПК (включая
Повышенное потребление
компьютерные классы). энергоресурсов. Кабинеты

11

4 мультимедиа
проектора.
Сеть Интернет.
Выстроена локальная
сеть. Расширены
мощности сервера.

спецдисциплин в филиале
лицея укомплектованы не
в полном объёме.

Таким образом, исходя из анализа деятельности лицея, можно сделать вывод, что
несмотря на некоторые слабые стороны всё же наблюдаются положительные тенденции
функционирования лицея и можно определить конкурентные преимущества на рынке
образовательных услуг и рынке труда:
• достаточно высокий коэффициент востребованности образовательных услуг
(выполнение контрольных цифр приема, заявки предприятий работодателей на подготовку
кадров);
• удовлетворение части региональных потребителей образовательных услуг (реализация
новых программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих, открытие новых программ
дополнительного образования детей и взрослых;
• наличие собственных ресурсов для теоретической подготовки и производственных
ресурсов для отработки практических навыков по профессиям;
• состояние учебно-методического и информационного обеспечения учебного процесса
лицея оценивается как достаточное и современное для ведения образовательной деятельности по
заявленным уровням подготовки, а по содержанию - как позволяющее реализовать в полном
объеме профессиональные образовательные программы;
•
оптимальный показатель доходов лицея от внебюджетной деятельности (более
4000,00тыс. руб. ежегодно);
•
эффективность отношений с социальными партнерами, способствующих
повышению имиджа лицея (высокий показатель трудоустройства выпускников, наличие
договоров на предоставление баз практик).
Вместе с тем для сохранения вышеперечисленных преимуществ и выполнения федеральных,
региональных программ в области развития образования и образовательной организации, лицею
необходимо реализовать спектр новых важных задач, разрешение которых целесообразно с
применением кластерного подхода. Анализ стратегических и нормативных документов
показывает, что изменения в социально-экономической жизни общества в требованиях к качеству
профессионального образования обусловили новые подходы развития как системы СПО, так и
лицея, в частности.
На основе маркетингового анализа внешней среды можно сделать вывод, что лицей в
целом удовлетворяет запросам потребителей, но с вступлением в силу новых документов в
области образования, в условиях Стратегии кадрового обеспечения промышленного роста
Забайкальского края и Стратегии развития СПО необходима реализация приоритетных
направлений профессионального образования. Реализация выполненных мероприятий создали
лицею необходимые условия для подготовки к разработке следующей программы на 2018-2024
год.
В зависимости от возникающих внешних факторов и внутренних рисков реализации программных
мероприятий Программа будет подвергаться ежегодной корректировке.

12

4.Концепция развития образовательной организации
Концепция развития призвана обеспечить решение задачи эффективной реализации
потенциала лицея на базе комплексного развития всех направлений деятельности и связи в части,
касающейся развития промышленности и российских железных дорог.
В Программе развития лицея разработан согласованный комплекс мер, который опирается
на достигнутые результаты по реализации предыдущей программы развития, концептуальные
основы развития лицея и является руководством к действию на 2018-2024 годы на основе
принципов деятельности:
1. Вариативности (гибкое реагирование на изменение внешней среды);
2.
Личностной
ориентированности
(формирование
содержания,
организации
образовательного процесса с учетом индивидуальных потребностей и возможностей обучающихся);
3. Преемственности (сетевая форма образования, сопряженность образовательных
программ);
4. Многопрофильности (введение дополнительных профессиональных образовательных
программ, дополнительных компетенций, прикладных квалификаций);
5. Непрерывности (подготовка кадров, возможности получения необходимых знаний,
навыков, компетенций и квалификаций в течение всего периода трудовой деятельности);
6.Эффективности (согласованности действий всех субъектов образовательного процесса).
Программа является важнейшим стратегическим документом образовательного
учреждения, перешедшего в инновационный режим жизнедеятельности и документом, открытым
для внесения изменений и дополнений. Ход работы по реализации Программы рассчитан на 5 лет и
анализируется на Совете лицея, Педагогическом совете лицея. Ответственность за реализацию
Программы несет директор образовательной организации.
Необходимыми условиями и ресурсами для реализации деятельности, на наш взгляд, являются:
4.1. Модернизация учебно-материальной базы с учетом требований образовательных и
профессиональных стандартов, в том числе из списка ТОП-50, компетенций WSR
Задачи:
 модернизация учебно-материальной базы при софинансировании работодателей с
выходом на высокий уровень технологического и технического развития;
 расширение материально-технической базы в соответствии с лицензионными требованиями
образовательных программ ТОП-50;
 создание учебно-материальной базы по новой профессии Электромонтер устройств
сигнализации, централизации, блокировки (СЦБ);
 модернизация информационно-библиотечных ресурсов;
 повышение эффективности использования сетевых ресурсов лицея и ведущих предприятий;
 отработка механизма социального и образовательного партнёрства в условиях
кластерного развития региона;
 формирование высокого уровня профессиональной мотивации обучающихся с участием
ведущих работодателей.
Мероприятия
Анализ материально-технической базы лицея, электронно-программного
обеспечения, библиотечного фонда
Разработка комплексного плана по обеспечению лицея современным
специализированным учебным оборудованием необходимым для
подготовки обучающихся по новым образовательным программам и
компетенциям.
Рассмотрение коммерческих предложений поставщиков оборудования,
заключение договоров на поставку оборудования.
Формирование заказа и приобретение учебной и методической литературы

13

Сроки
исполнения
Ежегодно
2018

Ежегодно
Ежегодно

Таблица 5
Ответственный
исполнитель
Директор
Заместители директора
Педагог-библиотекарь
Директор
Заместители директора,
Старший мастер
Директор
Заместители директора
Директор

Закупка учебного оборудования по профессиям СПО в соответствии с ФГОС
и ПС
Приобретение вагона лаборатории и оснащение его оборудованием по
инфраструктурному листу конкурса WSR по компетенции Проводник
пассажирского вагона
Концентрация материальных ресурсов на базе производственных
интегрированных участков, позволяющих предоставить полный
образовательный цикл для подготовки квалифицированных рабочих и
работников со средним профессиональным образованием
Обеспеченность электронными образовательными ресурсами
Развитие информационно-образовательной среды лицея: техническое
обновление, лицензионное программное обеспечение
Обеспеченность средствами обучения индивидуального и коллективного
пользования, библиотекой – медиатекой
Создание условий для расширения доступа к профессиональному
образованию путем внедрения элементов электронного обучения.
Разработка и издание электронных образовательных ресурсов, компьютерных
обучающих программ по профессиональным модулям и учебным
дисциплинам
Создание электронной библиотечной системы при сотрудничестве с
техническими библиотеками
Формирование проектных групп студентов для работы на современных
производственных участках
Расширение баз производственных практик с целью освоения новых
производственных технологий

2021

Заместители директора
Педагог-библиотекарь
Директор
Заместители директора
экономист
Администрация

2022

Администрация

Ежегодно
Ежегодно

Заместитель директора,
Педагог-библиотекарь
Заместитель директора

Ежегодно

Педагог-библиотекарь

Ежегодно

Заведующий учебной
частью
Зам директора
Педагог-библиотекарь

Ежегодно

Ежегодно
Ежегодно

Педагог-библиотекарь

Ежегодно

Старший мастер

Ежегодно

Заместитель директора
Старший мастер

4.2. Совершенствование инфраструктуры, обеспечивающей качественную подготовку кадров
Задачи:
- Создание условий для реализации региональной инновационной площадки с учетом
опережающего развития отрасли;
- создание площадки для обеспечения подготовки участников чемпионата WSR в
соответствии с образовательными и профессиональными стандартами, международными требованиями
и передовыми технологиями;
- функционирование маркетинговой службы по профориентации, трудоустройству и
карьерному росту молодежи;
- функционирование социокультурного центра как центра формирования корпоративной
культуры;
- внедрение тренажерной подготовки в процесс подготовки работников железнодорожного
транспорта;
Мероприятия
Аккредитация площадки для проведения демонстрационного экзамена по
компетенции Проводник пассажирского вагона
Создание Учебного полигона по профессии Электромонтер
тяговой подстанции на базе лицея
Создание учебно-лабораторной базы при софинансировании
работодателей по профессиям
Развитие инфраструктуры лицея (тренажерного комплекса, виртуальной
библиотеки, спортивного зала, тира и др.).

14

Сроки
исполнения
2022
2021
2020-2021
2019-2024

Таблица 6
Ответственный
исполнитель
Заместитель
директора
Директор
ОАО «РЖД»
Директор
Социальные партнеры
Директор
Заместители директора,
Заведующий учебной
частью
Педагог-библиотекарь
Руководитель

Функционирование маркетинговой службы в целях координации
деятельности по профориентации, трудоустройству и карьерному
росту молодежи
Функционирование Социокультурного центра как центра
формирования корпоративной культуры
Создание тренажерного центра для технических специальностей
железнодорожного профиля
Расширение механизмов участия работодателей в решении задач
обеспечения квалифицированными кадрами предприятий за счет
использования различных форм государственно-частного
партнерства
Формирование системы трудоустройства выпускников и выработка
мер по их закреплению на рабочих местах

Ежегодно
Ежегодно
2022
Ежегодно

Ежегодно

физического воспитания
Руководитель
маркетинговой службы
Заместитель директора
по учебновоспитательной работе
Заместитель
директора
Заместитель директора,
Старший мастер
Заместитель директора,
Старший мастер

4.3 Создание условий для реализации программ дополнительного
профессионального образования
Задачи:
- обеспечить комплекс условий, направленных на профилизацию лицея по приоритетным
направлениям, профессиям
в соответствии со стандартами, передовыми технологиями,
перспективными задачами развития региона;
- лицензирование и реализация дополнительного профессионального образования с
учетом потребностей регионального рынка труда и граждан;
- расширение спектра и повышение доступности дополнительных образовательных
программ;
- расширение возможностей для различных категорий населения в приобретении
необходимых профессиональных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности;
- расширение возможностей подготовки обучающихся лицея по программам
профессионального обучения и присвоения дополнительной квалификации;
Мероприятия
Расширение спектра образовательных услуг населению по программам
профессиональной подготовки и дополнительным квалификациям
Разработка и внедрение в образовательный процесс новых программ
дополнительного профессионального образования обучающихся и
дополнительных профессиональных программ для незанятого населения
Разработка, лицензирование и открытие программ дополнительного
образования детей и взрослых
Реализация адресных, коротких эффективных образовательных
профессиональных программ для удовлетворения потребностей в
профессиональном обучении различных категорий граждан
Реализация до профессиональной подготовки обучающихся школ города по
образовательным программам СПО

Создание лицей-классов по востребованным профессиям

Сроки
исполнения
Ежегодно
Ежегодно
2021
Ежегодно

2022

Таблица 7
Ответственный
исполнитель
Заместитель директора
Заместитель директора
Заместитель директора
Заместитель директора
Заместитель директора по
учебно- воспитательной
работе
Заведующий учебной
частью
Директор
Заместитель директора

Участие в работе ЦОПП

Ежегодно

Заместитель директора

Разработка адаптированных программ для обучения лиц с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидностью

Ежегодно

Заместитель директора
Заместитель директора по
учебно- воспитательной
работе

15

4.4. Развитие системы профессионального роста педагогических кадров
Задачи:
 создание условий для непрерывного образования и развития педагогического корпуса;
 повышение квалификации педагогических кадров, обеспечивающих качественную
подготовку кадров в соответствии с требованиями работодателей и профессиональными
стандартами;
 создание условий для повышения квалификации, профессиональной переподготовки
педагогических работников в соответствии с внедрением новых востребованных профессий из
списка ТОП-50;
 создание условий для обеспечения качественной подготовки педагогических кадров
для экспертного сообщества WSR и практико-ориентированного обучения;
 повышение профессиональной мобильности педагогов через стажировку на
предприятиях ведущих работодателей;
 формирование
и
развитие
у
педагогических
работников
производственно-технологических (прикладных) компетенций, связанных с освоением и
развитием современных производственных технологий;
 совершенствование механизмов мотивации и стимулирования профессиональной
деятельности работников лицея;
Мероприятия
Повышение квалификации педагогических работников
Стажировка педагогических работников на предприятиях и организациях
структурных подразделений ОАО «РЖД»
Развитие системы сопровождения педагогических работников при подготовке к
прохождению аттестации на первую и высшую квалификационные категории
Содействие развитию системы практической стажировки студентов и
сотрудников лицея, повышение их квалификации
Развитие системы непрерывного образования педагогических кадров лицея
путем стажировок на предприятиях, стажировочных площадках, в ресурсных
центрах и пр.
Привлечение квалифицированных кадров промышленности и железной дороги
для организации преподавательской деятельности
Формирование академической мобильности педагогов, высокого уровня
мотивационной готовности
Создание условий для преподавателей и мастеров п/о, использующих новые
информационные сервисы, системы и технологии обучения, электронные
образовательные ресурсы
Создание условий по обучению преподавателей для осуществления
дистанционного обучения
Обучение сотрудников лицея особенностям инклюзивного образования.

Сроки
исполнения
Ежегодно
Ежегодно
Ежегодно
Ежегодно
Ежегодно
Ежегодно
Ежегодно

Таблица 8
Ответственный
исполнитель
Заместитель директора
Старший мастер
Заместитель директора
Педагоги-наставники
Заместитель директора
Старший мастер
Заместитель директора
Старший мастер
Заведующий учебной
частью
заместители директора

Ежегодно

Директор
программист

Ежегодно

Создание исследовательских групп по внедрению инновационных технологий в
образовательный процесс, разработке и публикации учебных и методических
пособий преподавателями лицея
Повышение кадрового потенциала лицея через механизмы профессиональной
подготовки и переподготовки педагогов
Внедрение современных достижений педагогической науки, передового опыта
обучения и воспитания.

Ежегодно

Заведующий учебной
частью
Заместитель директора по
учебно- воспитательной
работе
педагог-психолог
Заместитель директора

Ежегодно

Заместитель директора

Ежегодно

Разработка творческих проектов, участие в региональных, всероссийских и
международных конкурсах, выставках, форумах, конференциях, олимпиадах, в
том числе отраслевых

Ежегодно

Заместитель директора
председатели
методических комиссий
Заместители директора
Педагог-библиотекарь
председатели
методических комиссий

16

Ежегодно

Развитие системы наставничества как при прохождении студентами практики,
так и при трудоустройстве на производстве

2021

Старший мастер

4.5. Формирование эффективной внутренней системы оценки качества
профессионального образования
Задачи:
 повышение качества образовательных услуг, совершенствование подходов к оценке
образовательных результатов;
 совершенствование системы менеджмента качества, системы внутренней оценки
качества образования в управлении лицеем, прохождение процедуры независимой оценки
качества образования;
 разработка и внедрение современной системы прогнозирования и планирования
актуальных и перспективных потребностей регионального рынка труда в кадрах в рамках
кластера;
 обеспечение ведения официального сайта образовательной организации в сети
«Интернет»;
 создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации
питания обучающихся;
 реализация прав обучающихся, родителей (законных представителей) на участие в
управлении образовательной организацией;
 удовлетворение потребности личности и работодателей в качественных
образовательных услугах, ориентированных на высокие профессиональные качества;
 повышение эффективности использования образовательных, информационных и
дополнительных ресурсов в образовательном процессе лицея;
Мероприятия
Разработка инструментария для системы внутренней оценки качества
образования
Проведение мониторинга эффективности деятельности лицея как
участника кластера по ключевым показателям
Разработка материалов для проведения мониторинга трудоустройства,
организации стажировки и анкетирования выпускников.
Обеспечение проведения мониторинга качества профессионального
образования на каждом этапе обучения совместно с работодателями
Создание механизма долгосрочного сотрудничества между организациями
железнодорожного транспорта и лицеем в сфере подготовки и повышения
квалификации персонала (расширить сферы применения государственного
заказа, целевых договоров в формате государственно-частного
партнерства)
Мониторинг и стимулирование обеспечения лицея современными
учебными материалами
Проведение внешней экспертизы рабочих и образовательных программ,
контрольно-оценочных средств, в том числе по профессиям
Обеспечение полноты информации о деятельности образовательной
организации на официальном сайте, своевременное обновление
информации по всем направлениям деятельности
Функционирование на сайте образовательной организации раздела
«Обращения граждан»

17

Сроки
исполнения
ежегодно

Ежегодно
ежегодно
ежегодно
2021-2024

ежегодно
ежегодно
постоянно
постоянно

Таблица 9
Ответственный
исполнитель
Заместители
директора
Заведующий
учебной частью
Заместители
директора
Старший мастер
Заместитель
директора
Директор
заместитель
директора
Заместитель
директора
Заместитель
директора
Администрация,
программист
Администрация
программист

Выстраивание совместной деятельности со студентами на основе
отношений сотрудничества и сотворчества

постоянно

Взаимодействие со СМИ по рекламе и продвижению образовательных
услуг, формированию позитивного имиджа лицея и программ СПО

постоянно

Подготовка материалов для проведения рекламной компании набора
обучающихся (рекламные проспекты, буклеты, альбомы, сборники,
информация в СМИ и др.).

ежегодно

Совершенствование форм взаимодействия со средствами массовой
информации по вопросам популяризации профессий, реализуемых лицеем,
разработка рекламных брендов, повышающих конкурентоспособность
лицея.

ежегодно

Администрация,
Заместитель
директора по
учебно-воспитатель
ной работой
Администрация
Заместители
директора
Заведующий
учебной частью
Педагог-библиотека
рь
Заместители
директора
Заведующий
учебной частью
Педагог-библиотека
рь

4 .6. Обеспечение успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся
Задачи:
 развитие воспитательной среды как средства успешной социализации и эффективной
самореализации обучающихся;
 совершенствование социокультурной среды лицея с учетом перспектив молодежной
политики, в том числе отраслевой;
 ориентация на развитие профессионально–личностных компетенций студентов и
формирование корпоративной культуры;
 создание условий для воспитания молодежи и повышения ее мотивации к физическому
совершенствованию и поддержанию здорового образа жизни, привлечение их к спортивной
деятельности;
 создание условий для самоопределения и профориентации молодежи, реализация
программ профессиональных проб;
 создание условий для военно-патриотического воспитания обучающихся и
допризывной подготовки в рамках деятельности военно-патриотического объединения «Феникс»,
юнармейского отряда «Патриот»;
 создание кабинета истории по духовно-нравственному воспитанию обучающихся как
ресурса повышения качества образования и воспитания;
 участие в конкурсах профессионального мастерства, в том числе и чемпионата WorldSkills
 целевое обучение навыкам предпринимательства, создание условий для занятости и
самозанятости;
 обеспечение социальной поддержки обучающихся, в том числе социально уязвимых групп;
 разработка и реализация модели комплексной поддержки обучающихся на основе
индивидуальных траекторий профессионального развития;
 формирование эффективной системы поддержки и развития одарённых студентов с
высокой профессиональной мотивацией.
Мероприятия
Реализация модели воспитания: Лицей – Личность – Специалист
Разработка и реализация вариативных программ воспитания, постоянно
способствующих правовой, социальной, культурной адаптации обучающихся.
Развитие правовой и политической культуры студентов, расширение
конструктивного участия в деятельности студенческого самоуправления
Развитие экологической культуры студентов, умение управлять своим

18

Сроки
исполнения
постоянно

ежегодно
ежегодно

Таблица 10
Ответственный
исполнитель
Замевоспитательной
работой
Педагоги-организаторы
Педагог-психолог
Педагог-библиотекарь
Педагоги-организаторы
Студ. совет
Преподаватель,

здоровьем, заботиться об окружающей среде
Обеспечение ресурсов для духовно-нравственного и патриотического
воспитания студентов
Оформление кабинета истории по духовно-нравственному воспитанию
обучающихся
Формирование социальных компетенций, лидерских качеств профессионала
через участие в олимпиадах и творческих конкурсах, в деятельности
волонтерского отряда «Шаг навстречу»
Развитие научно-технического творчества молодежи
Выстраивание индивидуальной траектории профессионального развития в
соответствии с личностными потребностями и интересами студентов
Включение каждого студента в проектно-исследовательскую деятельность
через участие в реальных социально-значимых проектах
Формирование финансовой грамотности и предпринимательских
компетенций студентов в области эффективного поведения на рынке труда

ежегодно
2018
ежегодно
постоянно
постоянно
постоянно
ежегодно

Целевое обучение навыкам предпринимательства, в том числе путём
поддержки проектов направленных на вовлечение студентов
Сотрудничество с региональным бизнес-инкубатором при разработке
студентами ученических проектов и бизнес-планов

ежегодно

Формирование компьютерной грамотности, обусловленной необходимостью
широкого внедрения информационных технологий
Реализация мер по развитию инклюзивного обучения лиц с особыми
образовательными потребностями и индивидуальными возможностями
Приобщение студентов к традициям и ценностям профессионального
сообщества, нормам корпоративной этики путем участия в отраслевых
конкурсах
Реализация профессионально-прикладных программ физической и
психофизической подготовки

постоянно

ежегодно

постоянно
постоянно

медработник
Методист
Педагог-библиотекарь
Преподаватели
Заведующий
воспитательной работой
преподаватель
Социальный педагог
Преподаватели
Педагоги-организаторы
Заведующий
воспитательной работой
методист
Методист преподаватели
методист Преподаватели
Руководители групп
Заведующий
воспитательной работой
преподаватель
Социальный педагог
Заведующий воспитательной
работой
Социальный педагог
Преподаватель
информатики
Социальный педагог

Вовлечение студентов в спортивные секции, привлечение к участию в
региональных, городских соревнованиях, спартакиадах
Разработка и реализация программ профессиональных проб для школьников
Встречи с представителями базовых предприятий, ветеранами труда,
производственные экскурсии
Участие в фестивалях художественного творчества

ежегодно

Руководитель ОБЖ,
преподаватель
физкультуры
Руководитель
ОБЖ,
преподаватель физической
культуры,
Педагоги-организаторы

ежегодно
ежегодно

Методист преподаватели
Администрация

ежегодно

Участие в ежегодных конкурсах профмастерства

ежегодно

Проведение акций, флешмобов и развитие практики общественной
ежегодно активности студентов
Подготовка участников и участие обучающихся в олимпиадах
профессионального мастерства, конкурсном движении WorldSkills, и
состязательных мероприятиях различных уровней
Совершенствование условий для выявления и поддержки одарённых
студентов, развитие форм включения студентов в
интеллектуально-познавательную, трудовую деятельность

ежегодно

Студ. совет
Педагоги-организаторы
Студ. совет
Педагоги-организаторы
Студ. совет
Педагоги-организаторы
Заведующий учебной
частью Методист
Преподаватели
Заведующий
воспитательной работой,
Социальный педагог

постоянно

ежегодно
постоянно

4.7. Повышение эффективности финансово-экономической деятельности лицея
Задачи:
 развитие внебюджетной деятельности и инвестиционной привлекательности лицея;
 развитие и расширение состава источников финансирования лицея;
 расширение спектра платных образовательных услуг, открытие и реализация новых
19

образовательных программ с полным возмещением затрат на обучение;
 внедрение эффективных управленческих проектов;
 повышение кадрового потенциала в условиях эффективного контракта;
 развитие основных фондов и материально-технической базыв соответствии с
изменяющимисяпотребностями;
 обеспечение рационального режима эксплуатации хозяйственного оборудования;
 обеспечение инвестиционного развития производственного сектора для достижения
высокихтемпов увеличения внебюджетной деятельности.
Мероприятия
Формирование бюджета лицея с учетом расчетно-нормативных затрат
Расширение перечня показателей эффективности деятельности, касающихся
частно-государственного партнерства
Разработка специального механизма финансирования на условиях
частно-государственного партнерства
Расширение спектра платных образовательных услуг, оказание услуг
населению
Разработка и реализация новых образовательных программ с полным
возмещением затрат на обучение, дополнительных профессиональных
программ
Актуализация нормативной правовой базы, утверждающей порядок
определения стоимости платных образовательных услуг, предоставляемых
лицеем
Развитие производственно-хозяйственной деятельности лицея
Совершенствование системы расходования бюджетных и внебюджетных
средств
Поиск дополнительного финансирования для реализации совместных
проектов участников кластера
Совершенствование и введение новых критериев в положение о
стимулирующих выплатах работникам
Совершенствование оплаты труда педагогических работников на основе
реализации принципа «эффективного» контракта
Увеличение доходов от внебюджетной деятельности

Сроки
исполнения
Ежегодно до
01 июня
Декабрь
2018г.
Ежемесячно
В течение
года
Ежегодно до
01 сентября
текущего
года
Не чаще
одного раза в
год
Ежекварта
льно
Ежекварта
льно
Финансовый
год
По
меренеобход
имости
Учебный
год
Учебный
год

Таблица 11
Ответственный
исполнитель
Администрация
заместительдиректора
заместительдиректора
Заведующий учебной
частью,
методист
Заведующий учебной
частью,
методист
Экономист
Заместительдиректора,
Заведующий АХО
Директор,
главныйбухгалтер
Заместительдиректора
Комиссия по
установлению
стимулирующих выплат
Директор,
заместители
директора
Заместительдиректора,
Заведующий учебной
частью

Источниками финансирования Программы развития являются как бюджетные, так и
внебюджетные средства. План и объем финансирования основных мероприятий Программы
развития составляется ежегодно.
развития составляется ежегодно.

20

Прогноз поступления доходов и расходов на 2018 – 2023 гг.
Таблица 12

Наименование
Субсидии на выполнение
государственного
задания
Целевые субсидии
(стипендии, питание
студентов)
Доходы от оказания
услуг (работ) с учетом
увеличения численности
контингента.
Добровольное
пожертвование юр. и
физ.лиц.
Всего доходов:
Заработная плата
Прочие выплаты
Начисления на выплаты
по оплате труда
Услуги связи
Транспортные услуги
Коммунальные услуги
Арендная плата за
пользование
Работы, услуги по
содержанию имущества
Прочие работы, услуги
Пособие по социальной
помощи населению
Прочие расходы (налоги)
Увеличение стоимости
основных средств
Увеличение стоимости
материальных запасов
Всего расходов:

2018г

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г

2023г

59 994 931,12 62 510 900,13 57 278 816,49 55 960 651,51 56 000 000,00 58 000 000,00
11 604 646,59 17 300 181,43 16 447 870,70 15 000 000,00 18 000 000,00 19 000 000,00

2 812 041,70

4 914 250,47

4 740 698,69

3 407 524,29

3 600 000,00

3 900 000,00

0

0

0

17 047 861,60 0

0

74 411 619,41
36 683 648,53
77 030,00
10 650 493,64

84 725 332,03
38 034 900,72
8 100,00
11 746 246,95

78 467 385,88
37 016 502,35
14 350,00
10 853 273,28

91 416 037,40
36 211 602,23
9 450,00
10 935 903,87

77 600 000,00
40 970 030.92
20 000,00
12 372 949.33

80 900 000,00
43 018 532,46
20 000,00
12 991 596,80

156 835,16

181 682,18

205 890,21

215 612,42

216 000,00

216 000,00

8 536 584,15

11 038 057,10 6 963 327,57

7 444 186,27

7 500 000,00

7 500 000,00

808 598,60

2 725 794.44

3 951 520.29

20 369 151,03 2 242 686,91

2 242 686,91

575 800,04
7 910 579,02

5 571 100,50
7 428 382,10

2 039 705,17
9 744 310,95

1 865 630,31
6 256 368,00

1 958 900,00
6 300 000,00

1 958 900,00
6 300 000,00

3 352 642,75
5 659 407,52

4 836 545,29
1 786 969,88

3 708 850,73
1 267 534,00

2 242 230,07
1 901 600,47

2 300 000,00
2 000 000,00

2 300 000,00
2 000 000,00

5 511 773,52

1 237 336,31

2 792 226,49

3 964 302,73

1 719 432,84

2 352 283.83

74 411 619,41 84 595 115,47 78 557 491,04 91 416 037,40 77 600 000,00 80 900 000,00

4.8. Риски и способы минимизации их влияния.
В целях ранжирования выявленных рисков по степени значимости и выработки
механизма реагирования произведена качественная оценка с использованием критериев
вероятности возникновения риска и уровня его воздействия на реализацию Программы.
Распределение рисков по степени вероятности и уровню воздействия позволяет
выявить наиболее критические риски развития лицея до 2024 года, требующие первоочередных
мер, направленных на их предотвращение.
Помимо наиболее критических рисков отражены риски, характер влияния которых в
долгосрочном периоде будет носить незначительный характер. Эта группа рисков требует
осуществления регулярного мониторинга с целью заблаговременного выявления негативной
динамики развития. В целях своевременного выявления и предотвращения рисковых ситуаций
формируется система индикаторов риска, позволяющая оценивать и анализировать причины,
приводящие к развитию негативных сценариев. Регулярный мониторинг и анализ индикаторов
возникновения рисков обеспечит возможность своевременной и эффективной выработки мер по
предотвращению рисков или снижению ущерба от их наступления.
Мероприятия и способы реагирования на рисковые ситуации будут определяться, прежде
21

всего, в зависимости от характера источников возникновения рисков
Таблица 13
№
п/п
1.

Возможные риски
Финансовые:
-не пополнение или сокращение бюджетных и
внебюджетных средств;
- инфляция;
- снижение платежеспособности потребителей
образовательных услуг;

2.

Социально-педагогические:
- отсутствие спроса на образовательные
программы потребителями образовательных
услуг, низкая мотивация;
- отсутствие инициативы предприятий
(организаций) в установлении партнерских
отношений с лицеем.

3.

Кадровые:
- текучесть кадров;
- снижение уровня мотивации педагогических
работников к повышению квалификации;
- «старение» педагогических кадров и дефицит
молодых преподавателей.
Усиление конкуренции на рынке
образовательных услуг

4.

Мероприятия по минимизации влияния
факторов риска
- своевременный отказ от неэффективных проектов;
- применение гибкой системы скидок и гарантийных
обязательств;
- создание системы резервов финансов и оптимизации
расходов;
- распределение рисков (ответственности) между
участниками реализации Программы;
-активное развитие внебюджетной деятельности;
- рекламная компания и работа по профориентации
среди обучающихся школ;
- мероприятия по повышению имиджа лицея и
привлекательности программ СПО;
- активное вовлечение работодателей в
образовательный процесс;
-заключение долгосрочных договоров о
сотрудничестве;
-обновление материально-технической базы;
- создание системы стимулирования и мотивации к
педагогической деятельности;
- стимулирование участия в педагогических форумах,
научно-практических конференциях, семинарах,
выставках;
- создание системы резервов кадров.
- активный маркетинг;
- прогнозирование поведения участников внешней
среды;
- мониторинг социально-экономической и правовой
среды;
-долгосрочные перспективные заявки на подготовку
кадров;
- публикации в СМИ, рекламные ролики,
информация на сайте лицея.

5.Стратегия и тактика развития образовательной организации
В стратегической перспективе лицей позиционирует себя в качестве открытой,
многоуровневой, многофункциональной, гибкой образовательной структуры, обеспечивающей
высокое качество подготовки выпускников, отвечающей современным запросам рынка труда и
общества.
Исходя из Концепции Программы развития лицея, определены основные области
предстоящих преобразований:
Повышение имиджа образовательной организации, конкурентоспособности путем:
 активизации участия лицея в инновациях регионального уровня;
 увеличения числа участников, победителей и призеров олимпиад, конкурсов
профессионального мастерства, в том числе и чемпионата WorldSkills;
 ежегодного выполнения государственного задания и плана набора по контрольным
цифрам приема;
 совершенствования инфраструктуры и социокультурной среды лицея;
 работы комплексной системы профориентации молодежи и сопровождения
профессиональной карьеры выпускников лицея.
22

Обеспечение доступности качественного образования и востребованности
выпускников путем:
 приведения в соответствие структуры, объемов, профилей подготовки кадров
потребностям
 регионального рынка труда, в том числе по востребованным профессиям из перечня
ТОП-50;
 высокой результативности образовательного процесса;
 современного материально-технического оснащения учебных кабинетов, лабораторий
и мастерских;
 участия
в
конкурсах
профессионального
мастерства
и
корректировки
профессиональных образовательных программ с учетом содержания компетенций WorldSkills;
Повышение удовлетворенности потребителей образовательными услугами путем:
 расширения форм и методов привлечения различных слоев населения к получению
профессионального и дополнительного образования;
 внедрения эффективных механизмов независимой оценки качества образования;
 совершенствование формата взаимодействия с социальными партнерами, обеспечение
системности усилий в подготовке и трудоустройстве выпускников;
 взаимосвязи со школами, образовательными организациями ВПО, социальными
институтами;
Повышение уровня квалификации педагогических кадров путем:
 рационального использования и развития кадрового потенциала;
 стимулирования роста педагогической квалификации преподавательского состава;
 повышения профессионального уровня педагогов через стажировку на предприятиях;
 формирования экспертного сообщества WorldSkills;
 внедрения механизма эффективного контракта;
Обеспечение финансово-экономической устойчивости лицея путем:
 привлечения дополнительных внебюджетных средств от реализации новых
образовательных программ;
 применения механизмов целевого приема и целевого обучения в целях
гарантированного трудоустройства обучающихся;
 внедрения механизма эффективного управления лицеем.
5.1. Целевые индикаторы, показатели эффективности
Обеспечение результативности реализации целей и задач Программы развития ГПОУ
«Шилкинский многопрофильный лицей» на 2018 - 2024 гг. определены следующие конкретные
задачи:
 приведение структуры, объемов и профилей подготовки кадров в соответствии с
потребностями инновационной экономики, регионального и межрегионального рынков труда;
 согласованность основных приоритетов развития лицея с программными документами
федерального и регионального уровней;
 последовательная реализация ФГОС СПО, внедрение профессиональных стандартов;
 положительная динамика реализации основных образовательных программ СПО;
 рост материально-технического и ресурсного обеспечения образовательной системы
лицея;
 увеличение числа реализуемых образовательных программ с внедрением элементов,
соответствующих содержательной части компетенций WorldSkills;
 создание
инновационных производственных структур с целью расширения
внебюджетной деятельности;
23

становление и развитие эффективной системы социального партнерства;
 увеличение внебюджетных средств в общем объеме инвестиций лицея;
 развитие кадрового потенциала лицея;
 развитие системы внутренней оценки качества образования;
 удовлетворенность всех участников образовательного процесса уровнем и качеством
образовательных услуг.


Потенциальной эффективностью Программы развития лицея являются:

получение объективных результатов деятельности за определенный период;

повышение степени инновационности и качества образования;

увеличение источников финансирования;

укрепление материально-технической базы;
создание новых инструментов и оценочных процедур независимой оценки качества освоения
образовательных программ.
Конкретные механизмы реализации Программы представлены в следующем плане работы,
который ежегодно будет обновляться.
Таблица 14
Мероприятия
Обеспечение стабильности контингента
Разработка, лицензирование образовательной программы электромонтер
устройств сигнализации, централизации, блокировки (СЦБ)
Отработка модели проведения демонстрационного экзамена в рамках
ГИА по профессиям
Заключение договоров на целевое обучение по основным
образовательным программам
Обновление и корректировка программ учебных дисциплин, МДК,
профессиональных модулей действующих образовательных программ в
соответствии с требованиями профессиональных стандартов

Сроки
Ответственный
исполнения
исполнитель
ежегодно
Администрация
2022
Заместитель директора
июнь 2022

Заместитель директора

ежегодно

Заместитель директора
Старший мастер
Заместитель директора,
председатель
методической
комиссии
Заместитель директора
Старший мастер

ежегодно

Участие в движении профессионального мастерства WorldSkills в целях
повышения степени соответствия профессиональных квалификаций
выпускников международным требованиям
Увеличение количества образовательных программ, к реализации
которых привлекаются представители промышленного сообщества,
бизнес структур, общественных организаций
Организация и проведение конкурсов профессионального мастерства в
соответствии с требованиями ФГОС, профессиональными стандартами в
рамках кластера.

ежегодно

Проведение профориентационных мероприятий, направленных на
популяризацию рабочих профессий

постоянно

Участие в олимпийском движении профессионального мастерства
WorldSkills в целях повышения статуса профессий для активизации
профориентационной работы

постоянно

Реализация профессиональных образовательных программ с учетом
содержательной части компетенции WorldSkills.

2018

Корректировка ОПОП по профессии 23.01.09 «Машинист локомотива» с
учетом содержательной части компетенции WorldSkills «Управление
локомотивом».

24

2022

Заместитель директора

ежегодно

Заместитель директора
Старший мастер
председатель
методической
комиссии
Заведующий учебной
частью, Заместитель
директора по
учебно-воспитательной
работе
Заведующий учебной
частью, Заместитель
директора по
учебно-воспитательной
работе, Старший
мастер
Заместитель директора
Старший мастер

июнь 2019

Заместитель директора
Старший мастер

5.2. Целевые индикаторы реализации Программы
Внешнее окружение, качество подготовки кадров и достижения лицея определяют
количественные и качественные параметры спроса на образовательные услуги, регулируют
деятельность лицея:
Обеспечение подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов
среднего звена в соответствии с требованиями региональной экономики;
Таблица 15
№
индикаторы
1 Положительная динамика роста
контингента различных форм обучения,
чел
2 Высокий коэффициент востребованности
образовательных услуг (выполнение
контрольных цифр приема, заявки
предприятий-работодателей на
подготовку кадров),%
3 Количество студентов, принятых с
целевым направлением,
4 Численность обучающихся в 6 - 11
классах общеобразовательных
организаций, прошедших на базе
современных мастерских
профессиональное обучение (обучение
первой профессии), от общего числа
указанной категории лиц в регионе, чел.
5 Количество студентов, участвующих в
чемпионате профмастерства WorldSkills,
чел
6 Количество мероприятий,
способствующих повышению престижа
рабочих профессий
7 Количество выпускников, успешно
прошедших итоговую государственную
аттестацию, %
8 Доля выпускников, трудоустроенных по
профессиям, закрепившихся на рабочем
месте более одного года, %

2018
713

2019
705

2020
706

2021
725

2022
830

2023
855

100

100

100

100

100

100

0

0

0

0

5

9

0

0

0

0

7

9

5

5

0

5

5

5

5

10

12

14

16

18

100

100

100

100

100

100

65

65

70

70

68

72

Модернизация учебно-материальной базы с учетом требований образовательных и
профессиональных стандартов, в том числе из списка ТОП-50, компетенций WSR
Таблица 16
№
индикаторы
1. Удельный вес дисциплин, обеспеченных
электронными учебно-методическими
комплексами, %
2. Доля образовательных программ,
разработанных с учетом регламента
WorldSkills, %
3. Доля профессий и специальностей,
охваченных конкурсным движением
WorldSkills, %
4. Удельный вес дисциплин, обеспеченных
современным учебно-лабораторным
оборудованием, %
5. 9Обеспеченность образовательного
0процесса учебной и справочной
литературой, методическими

2018
100

2019
100

2020
100

2021
100

2022
100

2023
100

60

60

60

60

80

80

60

60

60

60

80

80

50

60

60

70

90

90

90

95

100

100

100

100

25

6.
7.

8.

материалами, лабораторным
оборудованием и ПК, %
Степень наполненности образовательной
среды материальными объектами, %
Количество предприятий, на базе которых
организовано проведение лабораторных и
практических занятий, практики
обучающихся
Количество представителей
работодателей, участвующих в
образовательной деятельности, развитии
материально-технической базы, оценке
освоения обучающимися образовательных
программ

65

85

95

95

100

100

3

3

3

3

5

5

5

5

5

5

5

5

Совершенствование инфраструктуры, обеспечивающей качественную подготовку
кадров
Таблица 17
№
индикаторы
1 Создание новых учебных кабинетов и
лабораторий по вновь открытым
профессиям
2 Количество закупленного
материально-технического
высокотехнологичного оборудования для
площадки по компетенции WSR
3 Доля обучающихся, прошедших
обучение в условиях тренажерной
подготовки, %
4 Доля образовательных программ,
реализуемых на
учебно-производственных участках на
базе работодателей, %
5 Доля мероприятий, проведенных в рамках
деятельности Маркетинговой службы по
профориентации, трудоустройству и
карьерному росту молодежи, %
6 Доля мероприятий, проведенных в рамках
деятельности Социокультурного центра
как центра формирования корпоративной
культуры, %

2018
0

2019
0

2020
0

2021
0

2022
3

2023
4

0

1

1

2

29

30

0

0

20

35

85

95

15

20

22

30

35

40

15

20

25

30

35

40

15

20

25

35

40

45

Создание условий для реализации программ дополнительного профессионального
образования
Таблица 18
№
1
2
7

индикаторы
Увеличение количества новых
дополнительных образовательных
программ
Доля выпускников, получивших
дополнительное профессиональное
образование, %
Количество обучающихся школ города,
получивших допрофессиональную
подготовку по образовательным
программам СПО

2018
5

2019
7

2020
9

2021
10

2022
12

2023
15

0

0

0

8

10

15

0

0

0

0

5

7

26

Развитие системы профессионального роста педагогических кадров
Таблица 19
№
индикаторы
1 Доля педагогических работников лицея,
прошедших переподготовку, повышение
квалификации,%
2 Доля педагогических и руководящих
работников лицея, прошедших стажировку
на предприятиях,%
4 Доля педагогических работников, занятых
внедрением в образовательный процесс
инновационных технологий и методов
обучения, рекомендованных ФГОС
СПО,%
5 Доля педагогов, разработавших
электронные УМК, %
7 Доля педработников, прошедших
переподготовку в соответствии с
внедрением новых востребованных
профессий из списка ТОП-50, а также по
компетенциям WSR,%
8 Доля педагогических работников,
имеющих публикации в сборниках и
журналах за последний год, %
9 Доля педагогических работников,
имеющих первую и высшую
квалификационную категории, %

2018
80

2019
85

2020
100

2021
100

2022
100

2023
100

80

85

100

100

100

100

5

15

30

40

45

50

60

75

80

100

100

100

2

5

7

20

30

45

2

3

5

8

10

12

10

30

42

45

60

85

Развитие системы независимой оценки качества знаний, образовательных услуг
Таблица 20
№

индикаторы

1 Совершенствование нормативной базы
осуществления внутренней оценки качества
образования, %
2 Создание новых инструментов и оценочных
процедур независимой оценки качества освоения
образовательных программ,%
3 Увеличение числа участников независимой
оценки качества освоения образовательных
программ, %
5 Доля реализуемых аккредитованных
образовательных программ СПО, %
6 Стабильная или положительная динамика в
достижении аккредитационных показателей
деятельности лицея
7 Выполнение контрольных цифр приема
8 Доля работодателей, удовлетворенных
качеством подготовки выпускников, %
9 Удовлетворенность участников образовательного
процесса и потребителей доступностью и
качеством образовательных услуг, %
10 Доля студентов, удовлетворенных
комфортностью образовательной среды
11 Доля информационных материалов деятельности
образовательной организации, представленных на
сайте лицея, в сети Интернет, в СМИ, %

2018

2019

2020

2021

2022

2023

15

20

25

30

35

40

15

25

30

35

45

55

-

1

2

3

5

10

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100
75

100
80

100
100

100
100

100
100

100
100

85

90

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

27

12 Наличие на сайте образовательной организации
раздела «Обращения граждан»

65

85

100

100

100

100

Обеспечение успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся
Та блица 21
№
индикаторы
2018
1 Доля обучающихся, участвующих в работе
10
органов студенческого самоуправления, %
2 Рост числа обучающихся, занимающихся в
20
спортивных секциях, %
3 Доля занятости обучающихся в объединениях по 25
интересам, %
4 Доля охвата обучающихся видами творческой и 20
исследовательской деятельности, %
5 Доля обучающихся, принимающих участие в
15
областных, всероссийских и международных
конкурсах, %
6 Количество мероприятий лицея,
25
обеспечивающих успешную социализацию и
эффективную самореализацию молодежи
7 Доля обучающихся, ставших победителями и
15
призёрами областных, всероссийских и
международных конкурсов, олимпиад, конкурсов
профессионального мастерства, в том числе и
чемпионата WorldSkills%
8 Успешность выпускников в построении
35
профессиональных и жизненных маршрутов
(закрепление на рабочих местах, карьерный
рост),%
9 Доля обучающихся, прошедших целевое
10
обучение навыкам предпринимательства, %

2019
15

2020
20

2021
25

2022
30

2023
40

25

30

35

40

45

35

45

60

65

70

25

35

40

50

65

20

25

25

30

35

30

35

45

50

55

20

25

35

40

45

45

60

70

75

80

15

25

30

35

40

Повышение эффективности финансово-экономической деятельности
Таблица 22
№
индикаторы
2018
2019
2020
2021
2022
1
1 Прирост поступления внебюджетных средств,
-793,08 +2102,21 -173,55 +12948,7 +192,48
тыс.руб.
2 Рациональное использование бюджетных средств
100
100
100
100
100
и внутренних ресурсов лицея, %
3 Степень увеличения источников финансирования, % +11,49
+13,86
-7,4
+15,8
+4,3
4 Увеличение доли средств от приносящей доход
-1,62
+2,02
+0,24 +16,5
+0,06
деятельности, полученных лицеем за отчетный
период в общем объеме средств лицея, %
5 Доля педагогических работников, получающих
45
42
43
42
43
среднемесячную заработную плату выше
среднемесячной заработной платы в экономике
региона, %

2023
+300
100
+4,25
+0,18
45

Реализация Программы развития лицея позволит обеспечить повышение престижа и
востребованности среднего профессионального образования, достижение заданного качества
образовательного процесса. Результаты поэтапного выполнения Программы рассматриваются на
заседаниях Педагогического, Методического советов, Совета лицея.
Программа является документом, открытым для внесения изменений и дополнений.
Корректировка осуществляется в соответствии с решениями органов управления лицея. Ежегодно
готовится отчет о результатах реализации Программы и согласовывается с Министерством
образования, науки и молодежной политики Забайкальского края. Информация представлена на
28

официальном сайте лицея.

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».